У торговли возникли сложности с маркировкой остатков одежды, планировалось, что ее нужно было завершить до 1 июля — после этой даты начинает действовать запрет на продажу немаркированной одежды. Однако гигантские остатки на складах не дают компаниям этого сделать. Поэтому Минпромторг решил перенести запрет на 15 сентября 2024 года.
Об этом есть проект постановления правительства РФ. «Вопрос об увеличении сроков находится на финальной стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти», — рассказала Shopper’s сопредседатель комитета по цифровым инициативам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова.
Дело в том, что остатков очень много, рассказывают участники рынка, особенно у тех компаний, у кого есть сети магазинов. Это десятки, сотни тысяч единиц изделий. «Это гигантская работа, — говорит Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации непродовольственной торговли, генеральный директор сети магазинов «Монплезир». — Упрощенную схему в маркировке больше нельзя применять, надо вбивать цвет, размер, производителя, состав, другое — а это огромная работа, почему правительство этого не понимает?».
Участники рынка отмечают спад покупательской активности. «У всех очень большая затоваренность. Производства растут, а продажи падают, — рассказывает Ирина Валерианова, — отшивают изделия в склад. В одном из федеральных СМИ был приведен разрыв между производством и продажами — 5%. Это огромная цифра и это связано с пониженным спросом. Остатки очень большие и маркировать их — сизифов труд».
Ирина Валерианова тоже запустила свою марку одежды — «Монпари» и делится впечатлением: «И производить сейчас непросто, и продать непросто — пытаешься снизить себестоимость, а для внедрения маркировки нужен IT-работник, зарплата которого перечеркнет все твои усилия. Цены на ткани растут, ткани у нас, в основном, импортные».
- Отчасти перенос сроков маркировки облегчит положение отрасли, но производителей одежды вообще надо освобождать от маркировки, считают представители сектора.
«Лекарства, детское питание, алкоголь — конечно, нужно маркировать и прослеживать их путь. Все остальное — резиновые колеса, велосипеды, одежда — зачем? Те покупатели, кого устраивают ткани попроще, покупают подешевле. Качество определяют визуально и на ощупь. «Садовод» же как был, так и есть: ни маркировок, ни отчетности, поставили там, правда, кассы-онлайн и пробивают чеки — но не больше 4 тыс. Чтобы, видимо, за отчеты не выйти», — рассказывают участники рынка.