Февраль 2013 г.
п. Коренево
Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые участники совещания!
Прежде всего, разрешите поблагодарить губернатора Курской области Александра Николаевича Михайлова за предоставленную возможность выступить на столь представительном совещании.
Уважаемые коллеги! Мне бы не хотелось занимать ваше время, утверждая давно прописанные истины о роли малых предприятий в развитии экономики любой страны или региона. А поговорить о наших с вами потенциальных возможностях, видимых и не видимых резервах бизнеса (естественно я буду говорить только о малых предприятиях).
Используя возможности нашей областной целевой программы по развитию малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы, принимаются меры по стимулированию предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики, в том числе и финансовые, но как, наверное, и везде этих средств недостаточно. Тем не менее, наметилась явная тенденция к переходу предпринимателей из сферы торговли в сферу производства. Один характерный пример. Торгово-закупочная деятельность предпринимателя из г. Курчатова переросла в созданное им в 2008 году малое предприятие «АТХ Курчатов-Парк» и к концу 2012 года выросло в «Межмуниципальную энергосберегающую мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки и демеркуризационной установки обезвреживания ртутных ламп и аналогичных материалов», первая очередь которой запущена в октябре прошлого года. Я думаю, не малую роль при этом сыграли и средства, полученные предприятием в 2009 году на поддержку начинающих предпринимателей – 300 тысяч, а в 2010 субсидированы расходы по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии в размере 2 млн. рублей.
Очень жаль, что, начиная с 2012 года, изменились правила, устанавливаемые Минэкономразвития по предоставлению субсидий предприятиям, модернизирующим свои производственные мощности в части установления критерия по средней численности работающих, которая должна теперь составлять более 50 человек. В ноябре 2012 года я принимал участие в заседании комитета по промышленности Государственной думы, на котором представители регионов однозначно высказались о необходимости снижения данного порога, так как он ограничивает возможности финансовой поддержки малых предприятий в период их становления на рынке производства товаров.
В 2012 году «Союз предпринимателей» включился в деятельность по привлечению частных инвесторов в основной и оборотный капитал малых предприятий, действующих на территории нашей области или так называемых «бизнес ангелов». Начинают поступать первые сведения из районов о предприятиях, которым такие инвестиции необходимы. Не секрет, что выводы о нашей с вами инвестиционной привлекательности делаются в первую очередь по официальным статистическим данным (сборникам, публикациям, мнениям в СМИ), которые к сожалению не всегда мягко говоря соответствуют действительности, о чем я лично убедился, когда проводил круглый стол в ноябре 2012 года в составе Общественной палатой Курской области по теме «Инновационный вектор развития экономики Курского региона, Возможности и перспективы».
Выяснилось, что предприятия, у которых численность до 15 человек (микропредприятия) и которые занимаются инновационной деятельностью, статистическую отчетность сдавать не обязаны, а значит и не могут в принципе повлиять на общую статистическую картину, несмотря на то, что на практике именно в этой среде больше всего инновациями и занимаются. Например, ООО «Клеона» – 8 человек работающих, оборот около 15 млн. рубл. в год, среднемесячной заработной платой 14294 рублей, занимаются производством косметической продукции, экологически чистого мыла, имеют научные разработки и патенты. При получении субсидии по направлению «инновационная деятельность» конкурсная комиссия затребовала сдать отчет по форме 2-нп «инновации» в орган статистики. Однако последними такой отчет не был принят, в связи с действующим порядком сдачи отчетности. Есть и другие примеры с аналогичной ситуацией – ООО «Эго», ООО «Эльф» в легкой промышленности, ООО «Гошлаборатория» в малой химии, и другие.
Другая категория, малые предприятия, у которых численность от 15 до 100 человек и которая, такую отчетность сдавать обязана один раз в два года. Однако, при сдаче отчетности, такие предприятия, зачастую, ставят прочерки в разделе «инновационный продукт», считая это для себя не важным. Средний и крупный бизнес такую отчетность сдает ежегодно, но количество крупных предприятий в области по сравнению с микро предприятиями и малыми значительно меньше, кроме того и инновациями, я предполагаю, занимается опять же созданные ими малые научно-производственные компании.
Вот и получается, что Бизнес просит у Государства или частного инвестора дать денег на развитие того, чем он, бизнес, формально (т.е. статистически) не занимается. При таких условиях в регион деньги не придут.
Именно так и получилось с Фондом инноваций. Какой же должен он быть по емкости? Следуя выводам Статистов – в нашем регионе, он должен быть приближаться к «0».
Конечно, общественные объединения предпринимателей, как вы, А.Н., ставили задачу, подключаются к разъяснительной работе, но без активного участия муниципальных объединений нам будет крайне тяжело. В течение месяца я просил глав муниципальных образований проанализировать и сообщить сведения о МП, которые готовы работать с инвестором. Из 28 районов к предложенному сроку (1 февраля) – предоставили ответы 11, из них 7 сообщили, что их малые предприятия в инвестициях не нуждаются. Общее количество малых и средних предприятий, которым инвестиции необходимы 11, на общую сумму – всего 44.5 млн. рублей. Для сравнения в прошлом году за 1 квартал 2012 года в МБ инвестировано 770 млн. – это 12 результат в ЦФО. Несколько примеров таких ответов.
Я считаю, что это скорее недоразумение, чем злой умысел, но именно из такой позиции муниципальных образований и складывается их инвестиционное благополучие.
Надеюсь, на изменение ситуации к лучшему и на более тесное сотрудничество муниципальной власти и бизнеса.
Спасибо!