27 мая 2012

ВЫСТУПЛЕНИЕ на региональной предпринимательской конференции

февраль 2012 года

«О роли общественных организаций по поддержке МСП в реализации Программы развития бизнеса в регионе»
Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые участники конференции!

Через несколько дней исполнится 10 лет, как была зарегистрирована и начала осуществлять свою деятельность курская региональная общественная организация «Союз предпринимателей». 10 лет мы вместе с областными, муниципальными законодательными и исполнительными органами выстраивали отношения Власти и Бизнеса.

Скажу прямо – в начале было сложно обеим сторонам. В 2001 году вся помощь малому бизнесу со стороны государства оказывалась по одному направлению – субсидированию процентной ставки по кредитам, полученным в банках промышленными предприятиями, и составляла 1,5 млн.

В результате неоднократных обращений общественных объединений региональные органы власти пошли навстречу «малышам» и в 2009 году увеличили финансовое наполнение Программы в 3 раза, а к 2011 году довели до 80 млн. рублей.

Однако сводить всю поддержку малому и среднему бизнесу только к финансовой помощи было бы крайне неправильно. Без совершенствования нормативно правовой базы на региональном, а в отдельных случаях и муниципальных уровне не обойтись. И если администрацией области при принятии отдельных нормативных документов, затрагивающих интересы предпринимателей, проводятся предварительные консультации с бизнес сообществом, то в отдельных городах и муниципальных районах решения принимаются спонтанно, и могут иметь не предсказуемым последствия.

Так, в Большесолдатском районе без должной подготовки предпринята попытка перенести рынок на новое место, в Курчатове провели некий эксперимент с повышением ставок налога на землю под строящимися объектами. А в Курске, в ореоле тайны, последние два года держится администрацией города от предпринимателей и общественных организаций проект плана размещения не стационарных торговых объектов, предусмотренный федеральным законом «Об основах гос. регулирования торговой деятельности в РФ». Постановление главы города № 2077 2005 года, прежде устанавливающий такой порядок, устарело по всем параметрам: экономическим, политическим, моральным. Оно осталось ценным, по моему мнению, только для муниципальной власти города своей не прозрачностью отношений с предпринимателями.

Сегодня председатель правительства РФ В.В.Путин в своих программных статьях заговорил об элементе соревнования среди муниципальных образований по привлечению на свои территории бизнеса и искоренении с их стороны иждивенчества, а я бы добавил еще и безразличия по отношению к гражданам, проживающих на них. У нас есть, конечно, положительные примеры, когда главы поселков активно используют инициативы и возможности людей и помогают им создать свои маленькие предприятия. (Например, п. Кудинцево Льговского района Муравьева Ирина Викторовна). Но, очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда муниципальный чиновник ищет скорее причину для отказа, чем способ для решения той ли иной проблемы. Вот один из таких примеров. В администрацию города Курчатова обратилась предприниматель, которая на арендованной площади начала заниматься торговлей продовольственными товарами и приступила к оформлению лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции. По закону полномочия муниципалитета сводятся лишь к выдаче справки о замерах расстояний от объекта до школы и других детских учреждений. Не обнаружив по этим основаниям причин для отказа, теперь уже бывший архитектор города «придумал» новацию в российском законодательстве – не выдал справку по причине, не верного, по его мнению, использования помещения. Результат длительные суды, истраченное время. Для доказательства своей правоты на суде юрист администрации перессорила арендодателя и арендатора. Арендодатель, в срочном порядке расторгла договор. Суд в недоумении. Нарушенное право предпринимателя есть, а вот восстановить его не представляется возможным. А вот и конец этой истории – предприниматель продала квартиру и уехала из города. Я думаю, администрацию Курчатова сегодня публично можно поздравить с еще одной победой над потенциальным налогоплательщиком, да и просто над жителем города!

А сколько таких примеров по области? Статистики нет.

Стоит констатировать и тот факт, что так и не удалось нам до конца реализовать пункты программы, которыми предусматривалась ликвидация некоторой правовой безграмотности предпринимателей. И силами только одного Комитета потребительского рынка развития малого предпринимательства и областных общественных организаций здесь не обойтись. Проведенные мною круглые столы в районах в преддверии зональных семинаров показали, что в отдельных случаях ни администрации районов, ни предприниматели порой не знают не только направлениях поддержки, но даже и о существовании самой Программы. Так, буквально несколько недель назад, в Пристени одна из предпринимателей, когда я начал рассказывать о формах финансовой поддержки упорно меня называла сказочником!

Попробовали мы, и изменить формат общения с районами и предпринимателями. В 2011 году с трудом, убеждениями и разъяснениями, но все же провели видео семинар. К сожалению, участвовало всего 14 из 28 районов и 5 городов области. Основные причины отказа от участия – отсутствие интернета или специалиста.

Было бы ошибкой сказать, что все проблемы сводятся к наличию или отсутствию районных и городских программ, нерадивости чиновников и т.д. Очень много зависит и от самих предпринимателей, от их желания и умения правильно организовать свой бизнес. Даже просто почувствовать себя хозяином! Разбираясь с проблемами взаимоотношений малого бизнеса и ресурсных организаций, я натолкнулся на интересный факт. В 90% случаев предприниматели просто боятся предъявлять к компаниям монополистам какие либо претензии при подписании договоров, опасаясь за последствия, а последние с радостью этим пользуются. В результате – незаконные предоплаты, грабительские лимиты потребления, огромные цены за техническое обслуживание, платы за потери при прохождении ресурсов по коммуникациям, в связи с не согласованностью по балансовому разграничению и точкам присоединения, необоснованное отнесение оборудования к опасным объектам, необоснованное предъявление энергетическими компаниями к уплате НДС «вмененщикам» при расчетах за потребленную электроэнергию. Для понимания всего этого нужны специалисты, на содержание которых у малого бизнеса средств нет. Единственная возможность для предпринимателей – квалифицированная помощь либо муниципалитета, либо инфраструктуры поддержки в районах. Сегодня на территории области действует 4 районных Союза предпринимателей, которые активно включились в реализацию новой Программы развития малого и среднего бизнеса Руководители этих Союзов здесь присутствуют, и, я думаю, меня дополнят.

Позвольте пару слов сказать о моем видении решения задач новой Программы. Мне бы очень хотелось, чтобы муниципалитет стал в ней центральной фигурой, если хотите, основным заказчиком, основным участником, основным помощником в реализации задач, которые им делегировало население, таких как занятость, образование, здравоохранение, ЖКХ, торговля, и многие другие. Нужно перестать «воевать» с предпринимателями и придумывать все новые и новые формы, с помощью которых малый Бизнес на своих территориях можно поддавить, а затем сделать его ручным под благородным лозунгом социальной ответственности. Мы жители огромной страны и цель у нас общая. Сделать Россию богатой!

Спасибо!

Add Comment