Многие предприниматели еще не догадываются, но с последними ударами курантов в 1-го января 2021 года их бизнесы превратились в тыкву.
Единственное, что на сегодня спасает малый бизнес – это, как ни странно, Коронакризис.
Именно коронокризису мелкий и даже средний бизнес обязан тем, что занесенный меч фискальных структур еще не обрушился вниз. Если честно, этот парадокс меня удивляет сильнее, чем то, что в нашей стране внедрили передовой искусственный интеллект в налоговую АйТи систему, причем смогли это сделать не для галочки, а по-настоящему, и, фактически, без ручного привода, то есть он реально теперь работает сам!
Лично для меня мотивом заниматься бизнесом в большей степени было это чувство свободы, чувство того, что я сам себе хозяин, но новая система показала мне, кто я на самом деле, я всего лишь «Крепостной», свобода моя ограничена не тем, где кончается свобода другого, а невидимой линией, проходящей где-то внутри экспертной системы налоговых органов, ведь отныне они не только собирают с меня налоги, но и знают, причем буквально с точностью до нескольких дней, когда у меня был секс.
Итак, мои дорогие Стартап-Котики, присаживайтесь по удобнее, я расскажу вам подробности.
Буду говорить на своем примере, ибо про него знаю более-менее точно. Также я говорю с позиции предпринимателя, не бухгалтера, налоговика или чиновника (хотя и отдаю себе отчет, что я излишне романтизирую предпринимательство, как род деятельности, но все же считаю это дело своим)
У меня производство, логичным для производителя режимом налогообложения является УСН доходы минус расходы. Логика в том, что у производителя, особенно на старте компании, огромные расходы, часто непредсказуемые и не вписывающиеся в бизнес-план, более того, иногда сама деятельность предпринимателя и его расходы могут быть на первый взгляд иррациональны или вообще не являться профильными, но об этом отдельно рассажу в другой раз. До момента получения прибыли компания может и даже должна, в каком-то смысле, некоторый период нести убытки, это некая парадигма классического капитализма. Не везде этот капиталистический принцип работает, но оставим пока что Илона Маска и его убыточную компанию в покое (за 17 лет компания Тесла всего 4 квартала показывала прибыль).
Режим выбран, и предприниматель начинает деятельность, закладывая в расходы, в принципе все, что так или иначе относится к его деятельности. В этом месте начинаться нюансы, к примеру дорогой телефон, приобретенный сотруднику за счет компании, безусловно, является средством производства и, вроде как не вызывает вопросов, если вы поставите его в расход компании. Понятно, что есть и представительские, транспортные и рекламные расходы. Но, есть и очень часто, весьма нетривиальные шаги, к примеру для того, чтобы завести с нужным человеком правильные знакомства и провести переговоры, нужно покорить вместе с ним Эверест, налоговая примет в расходы оплату перелета, услуг базового лагеря и работу шерпов? Вопрос не простой, ибо если вы сможете доказать, что это целевые расходы, то да, по идее должна принять. В той или иной степени подобные расходы возникают у компаний достаточно часто. Часть из них можно подтвердить договорами и чеками, часть практически невозможно подтвердить. Естественно, большая часть таких расходов «списывается» предпринимателем условно, так скажем он просто держит в уме примерный объём трат на такие «нецелевые» расходы, зная, что он условно может их перекрыть «правильными тратами» для налоговой. В прежние времена компромисс с налоговой заключался в том, что эти расходы не проверяли строго, компания фактически сводила расходы и доходы оплачивая 2-3 % налогов фактически от оборота. Альтернативный режим налогообложения упрощенка давала бы -6 % с оборота, вот, собственно, предприниматель и взвешивал для себя имеет ли смысл усложнять себе жизни из-за 3 %.
Я это все к чему пишу.
Вступившие в силу изменения больше не позволяют вам отчитываться «кривыми» расходами. Теперь принимаются в расходы только реальные расходы, подтверждение по всей строгости, все остальное будет автоматически выметаться из декларации, такое стало возможно из-за внедрения в разные местах учета и контроля автоматизированных систем и программ искусственного интеллекта в налоговой.
Не раскрою секрет, но соберу все в некую единую логику.
1. Продажа теперь совершается через онлайн-кассу, вам выдают чек с QR -кодом, в чеке должна быть обязательно указана номенклатурная позиция с правильным названием.
2. Эта номенклатурная позиция должна быть правильно списана с вашего склада в учетной программе, так как это требуется по закону.
3. После того, как позиция ушла со склада товара, у вас со склада ингредиентов списались необходимые ингредиенты для создания этого товара.
4. После магического процесса производства ваши расходы могут быть учтены в фактические расходы (Это сделано умышленно чтобы складской и неиспользуемый остаток не попадал в расходную часть)
5. Естественно, все ингредиенты из которых вы произвели товар должны бить закуплены со всеми необходимыми входящими документами.
6. После, все данные в виде баланса и реальных продаж попадают в налоговую, анализируются автоматически.
И так должны поступать все компании.
Выходит, что, если я покупаю презервативы в магазине, расплачиваюсь своей картой, привязанной к бизнес-счету, вношу эту номенклатурную позицию в расходы через QR-код чека и отправляю отчет в налоговую, где его автоматически проверят и скажу, ага! Ты что там задумал дорогой мой предприниматель? А докажи, что эти расходы целевые?
Я понимаю, что давно нет приватности, мы окружены биг-датой и в целом-то я не ною, я за государство, я за налоги, я за правила и удобную и быструю автоматизацию, и я горжусь, что мытарь в нашей стране теперь больше робот чем человек. Но мотив занимается бизнесом для многих несколько уменьшился.
Вывод, возможно уже в марте 2021 года нас ждет большая волна проблем у мелких и средних компаний, особенно у тех кто привык работать по «старому»!
11.01.21 г.
ЕВГЕНИЙ ГРИШКЕВИЧ, предприниматель
пост в https://www.facebook.com/