7 ноября 2017

10 ударов, которые вы пропустили. Государство незаметно изменило правила игры для бизнеса

Игр в либерализм больше не будет. Директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских проанализировала изменения законодательства, которые фактически создали новую реальность.

В июле этого года были внесены изменения в закон о банкротстве. Законодатель отменил небольшую статью «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве» и ввел новую главу «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», которая состоит аж из 13 статей. Новая глава применяется с 1 сентября 2017 г., и с этого момента ответственность предпринимателя за результаты ведения бизнеса выросла в разы. Что изменилось?

Во-первых, изменилось определение контролирующих лиц – тех, кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам организации. При этом характер долгов не важен: это могут быть долги перед поставщиком за товар или долги перед государством за неуплаченные налоги. В контролирующие лица теперь попадает не только директор, а также собственники, владеющие более 50% доли в бизнесе, в том числе учитывается владение через аффилированных лиц (через родственников, например), и иные лица (в том числе контролирующие бизнес неофициально).

То есть само определение контролирующего лица стало шире — к субсидиарной ответственности будет привлекаться тот, кто за три года до появления признаков банкротства (а они могут появиться задолго до подачи кем-либо в суд заявления о признании должника банкротом) фактически руководил компанией, давал указания, контролировал ее деятельность.

При этом не важно, какую должность занимал человек и занимал ли должность вообще. Фактическое руководство будет устанавливаться допросами и другими процедурами. В законе прямо указано, что в зону субсидиарной ответственности при определенных обстоятельствах попадают финансовые директора, главные бухгалтеры (если данные учета недостоверны либо если учет/отчетность отсутствует), другие специалисты, в том числе ведущие учет долей, акций (если отсутствуют предусмотренные законодательством документы о составе владельцем бизнеса и аффилированных лицах).

Во-вторых, изменилось основание привлечения к субсидиарной (т.е. дополнительной) ответственности. Раньше привлекался тот, кто довел компанию до банкротства, при условии, что его вина доказана. Сейчас основанием для субсидиарной ответственности является невозможность полного удовлетворения требований кредиторов.

В-третьих, прямо предусмотрены случаи, когда действует не презумпция невиновности контролирующего лица, а, напротив, презумпция его вины в невозможности полного погашения требований кредиторов. Закон в таких случаях возлагает обязанность по доказыванию отсутствия вины на лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности.

Освободить от субсидиарной ответственности может суд, только если лицо, которое привлекается к ней, докажет, что оно… не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено, кто именно фактически контролировал компанию. То есть избежать ответственности можно только в одном случае: если доказал, что действовал номинально и помог установить того, кто принимал решения.

В новой статье появилась и отдельная норма по налоговой задолженности. Если она превышает половину от общего размера требований кредиторов, предполагается, что в этом случае виновен тот, кто контролирует бизнес. Напомню, что по закону размер субсидиарной ответственности контролирующего лица равен совокупному размеру неудовлетворенных требований кредиторов. В ряде случаев он может быть уменьшен, но побороться за это придется самому лицу, которое привлекают к субсидиарной ответственности.

Поправки в законе о банкротстве не единственные изменения в Законодательстве, при помощи которых государство переносит бремя ответственности с юридического на конкретное физическое лицо. Предпринимателям следует обратить внимание на изменения в Налоговом кодексе.

В ноябре прошлого года в ст. 45 НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов» заменили всего одно слово. Но это позволило принципиально расширить полномочия налоговых органов.

Раньше была предусмотрена возможность взыскания недоимки по налогам только с организаций, признанных судом взаимозависимым с налогоплательщиком. Теперь по решению суда можно взыскивать их с лиц, в том числе физлиц, которые могли влиять на ситуацию в обществе.

Еще одно изменение, о котором стоит поговорить, — поправки в закон №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Там появилась норма о том, что в случае исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на руководителей, учредителей (участников) и иных лиц, выступающих от имени этой организации, может быть возложена субсидиарная ответственностьпо долгам общества. Напомню, что компания может быть признана недействующей в случае, если в Государственном реестре юридических лиц более шести месяцев есть запись о недостоверности сведений о ней; если общество не сдавало отчетность и не осуществляло ни одной операции по расчетному счету более года.

Ну и, наконец, изменения в Уголовный кодекс РФ, в котором расширен список деяний, являющихся преступлением. В соответствии с поправкой в ст. 199 УК РФ, с 29 августа 2017 г. уголовным преступлением будет считаться уклонение от уплаты страховых взносов.

Если посмотреть на эти изменения в совокупности, можно говорить о том, что государство принципиально изменило правила игры на поле под названием «Бизнес». В последние годы мы говорили о трудностях, связанных с ужесточением требований к предпринимателям со стороны банковского сектора, недоступностью фондирования, налоговым администрированием. А сейчас мы видим тренд на формирование новых ограничений. Возможно, те, кто переживет этот непростой период, и будут работать в прозрачной и чистой экономике. Вопрос: кто выживет?

Источник:https://66.ru/news/business/204718/