29 ноября 2021

Появится ли все-таки в законодательстве отдельное регулирование для семейного бизнеса?

Идея о закреплении в законодательстве понятия семейное предпринимательство и установлении для семейных предприятий отдельных мер поддержки обсуждается в России уже не один год. В 2019 году Минэкономразвития России разработало законопроект, предполагающий внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ), однако в Госдуму он не вносился.

В прошлом году на площадке министерства обсуждался другой проект – с предложениями ТПП РФ об установлении для семейных предприятий специального налогового режима. Данная инициатива, как сообщил в ходе состоявшегося на этой неделе в Совете Федерации круглого стола, посвященного вопросам развития семейного предпринимательства, заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России Андрей Тараканов, не была поддержана Минфином России. Министерство отметило, что существующих в настоящее время налоговых режимов достаточно для ведения хозяйственной деятельности всеми субъектами, в том числе семейными предприятиями. И поскольку иных конкретных предложений в отношении отдельного регулирования семейного бизнеса выдвинуто не было, Правительство РФ пока считает законодательное закрепление понятия семейное предпринимательство преждевременным, подчеркнул представитель Минэкономразвития России.

Тем не менее обсуждение перспектив внесения в законодательство изменений с целью не только установить особые меры поддержки семейного предпринимательства, но и обеспечить соответствующим предприятиям специальные условия для осуществления деятельности, продолжается, так как семейный бизнес составляет значимую долю малого и среднего бизнеса в нашей стране. По данным проведенного ТПП РФ и компанией Deloitte во всех субъектах РФ исследования, около 74% малых и средних предприятий являются, по сути, семейными компаниями, в которых работают супруги и родственники. Большинство из них – 55% – семейные компании в первом поколении, 37% – во втором, 8% – в третьем или последующих поколениях. Понятно, однако, что в отсутствие единого подхода к определению того, какие предприятия являются семейными, получить точные данные о количестве таких компаний, сферах их деятельности, созданных ими рабочих местах и вкладе в экономику регионов и страны в целом невозможно.

Основным генератором идей и предложений по-прежнему выступает ТПП РФ, активно поддерживающая семейное предпринимательство. Палата открывает на базе своих региональных отделений центры семейного бизнеса, которые обучают предпринимателей, оказывают услуги по юридическому сопровождению семейных предприятий, а также консультационные и маркетинговые услуги, организует выездные мероприятия с целью ознакомления с опытом семейных компаний в разных регионах страны, проводит всероссийские форумы семейного предпринимательства и др.

Именно постоянное взаимодействие с семейным бизнесом, как отметила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, показало, что только закрепления в законе понятия семейное предприятие и указания на то, что таким субъектам предпринимательства может оказываться поддержка в соответствии с законодательством (а именно это и предполагалось упомянутым законопроектом Минэкономразвития России; определение семейных предприятий, предложенное проектом1, к слову, пока корректировать не предлагается, поскольку оно было согласовано с экспертным сообществом), недостаточно – практика выявила еще несколько проблемных направлений, требующих именно законодательного урегулирования.

Одно из них – трудовые отношения в семейных компаниях. Как отмечают эксперты, участники семейного бизнеса не всегда замотивированы на официальное трудоустройство членов семьи, особенно молодых и пожилых, хотя по факту рабочие места для данных категорий граждан в семейных компаниях создаются, и в этом их преимущество как работодателей. Поэтому предлагается уточнить порядок приема на работу, оформления отпусков, начисления зарплаты членам семьи и родственникам, в том числе несовершеннолетним, для семейных предприятий, по крайней мере небольших, где практически все работники являются родственниками. По данным проведенного ТПП РФ опроса, 76% компаний указали на необходимость соответствующей корректировки трудового законодательства.

Также проблемы возникают при взаимодействии с налоговыми органами. Успешное развитие семейного бизнеса нередко приводит к созданию группы компаний, которыми руководят члены семьи. Это нормально с практической точки зрения: если бизнес сложный, включает в себя, например, и производство, и торговлю, и деятельность в сфере услуг, абсолютно логично создавать по холдинговому принципу несколько компаний, каждая их которых будет самостоятельным центром прибыли, подчеркивает председатель правления НКО “Союз женских сил” Инга Легасова. И в случае, если такой бизнес добросовестно платит налоги, вопросов к нему у налоговых органов, как полагают эксперты, быть не должно. Однако на практике они возникают: создание новых компаний членами семьи расценивается как дробление бизнеса. “Мы каждую неделю получаем обращения предпринимателей: налоговая доначислила налоги, считает, что все компании в рамках семейного бизнеса аффилированы, таким образом идет уход от НДС и т. д.”, – рассказала Елена Дыбова. 

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Представитель семейного бизнеса – глава крестьянского хозяйства “Криница” (Белгородская область) Наталья Кривенкова поделилась своим опытом аналогичного общения с налоговой инспекцией:

“Наша семья открыла компанию по проектированию сельскохозяйственных объектов. Потом построили ферму, которая занимается непосредственно животноводством – разведением коз и овец. Спустя несколько лет поняли, что без собственной переработки делать в бизнесе нечего, и открыли третью компанию – строим цех по переработке молока.

Сначала вопросы у налоговой вызвало то, что проект фермы, которой я руковожу, делала проектная организация моего мужа. Поэтому, когда делали проект для цеха, муж попросил коллег из другой организации оформить его, хотя делал сам.

Еще у нас спросили, почему мы не можем работать как одна компания. Ответ прост: мы получаем меры поддержки в соответствии с видами деятельности. У сельскохозяйственного производства есть свои особенности в плане дотаций: мы можем участвовать в грантах и претендовать на другие меры поддержки именно как ферма – организация, которая занимается сельским хозяйством. У компании, которая будет перерабатывать молоко, свой основной ОКВЭД: “Производство молока (кроме сырого) и молочной продукции”, к сельскому хозяйству это приобщить нельзя, если мы планируем получать субсидии в этой отрасли. А если у проектной организации будет ОКВЭД “Разведение овец и коз”, но она будет предлагать свои услуги по проектированию объектов, это тоже будет выглядеть странно, тем более что у области проектирования есть своя специфика: разные допуски, членство в СРО.

Вроде бы все логично, но, судя по вопросам налоговой, получается, что, если мы ведем семейный бизнес и открываем несколько компаний, это рассматривается как дробление бизнеса и аффилированность компаний. Нам бы хотелось конкретики в этом вопросе”.


В связи с этим в очередной раз обращается внимание на необходимость установления четких критериев аффилированности и дробления бизнеса – отсутствие законодательного определения последнего понятия не мешает налоговой службе активно его использовать (Письмо ФНС России от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@Письмо ФНС России от 29 декабря 2018 г. № ЕД-4-2/25984 и др.). При этом эксперты предлагают обсудить и принципиальную возможность неприменения этих понятий в отношении семейных предприятий.

Еще одна проблема, также характерная для предпринимательства в целом, – отсутствие четко регламентированного порядка наследования бизнеса. Конфликты наследников в случае, когда владельцы компаний предварительно не продумали схемы распределения активов между наследниками – а как показывает практика, таких случаев – большинство, так как в России пока в принципе не очень развита культура составления завещаний и тем более наследственных договоров и создания наследственных фондов, – нередко приводят к банкротству даже очень успешных предприятий. И семейный бизнес – не исключение.

Несмотря на то что наиболее проблемные темы обозначены, единого мнения о том, целесообразно ли принимать отдельный закон о семейном предпринимательстве или следует все же для начала выделить семейные предприятия в отдельную категорию субъектов МСП (дополнив соответствующими положениями Закон № 209-ФЗ), а потом постепенно вносить изменения в трудовое, гражданское и налоговое законодательство с целью установления для таких субъектов особых условий осуществления деятельности и наследования активов, у экспертного сообщества пока нет.

Регионы, к слову, не ждут, пока этот вопрос решится на федеральном уровне. В Нижегородской области, например, разрабатывается свой региональный закон о семейном предпринимательстве. В Кемеровской области в прошлом году из регионального бюджета было выделено 93 млн руб. на поддержку семейных предприятий: гранты получила 371 компания (среди них – организации оптовой и розничной торговли, сельхозпроизводители, обрабатывающие предприятия, рестораны и кафе, спортивные объекты и др.). Как отметила начальник департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса Елена Чурина, критерии отнесения компаний к числу семейных предприятий были довольно лояльными: ими признавались организации, в которых членами семьи являются не менее 20% работников или не менее 50% учредителей.

Специальная инфраструктура для оказания поддержки семейному бизнесу в принципе не нужна – можно использовать все созданные для осуществления поддержки субъектов МСП инструменты, в том числе функционал центров “Мой бизнес”, отмечают представители региональных органов власти. Тем не менее закрепление на федеральном уровне единого подхода к тому, что понимается под семейным бизнесом, позволит субъектам РФ реализовывать не точечные мероприятия, а комплексные целевые программы развития семейного предпринимательства. 

_____________________________

1 Семейным предприятием предлагается считать субъект МСП, соответствующий одному из следующих условий: участники хозяйственного общества, товарищества или партнерства – члены одной семьи владеют суммарно более чем 50% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества, партнерства или более чем 50% голосующих акций АО, и один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого юридического лица либо председателем совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества или хотя бы на одного из членов семьи возложено ведение дел хозяйственного товарищества; не менее 50% членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к членам одной семьи; не менее 50% работников ИП, работа у которого является для них основным местом работы, относятся к членам его семьи.

ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/news/1505273/#ixzz7Db8H5obo