Международный консультационно-правовой центр по налогообложению (МКПЦН) доводит до сведения субъектов малого и среднего предпринимательства ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту в отношении включения в налоговую базу по налогу на прибыль предоставленных целевых бюджетных средств в форме субсидии.
В 2009 г. пунктом 2 ст.251 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010 г.), было предусмотрено исключение из налогового базы по налогу на прибыль целевых поступлений из бюджета.
Письмом от 03.11.2009 г. № 03-03-05/196 «О налогообложении средств финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства» Минфин РФ в очередной раз подтвердил свою позицию в отношении налогообложения получаемых коммерческими организациями малого и среднего предпринимательства целевых поступлений из бюджета.
По мнению финансового ведомства, полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п.2 ст.251 НК РФ (то есть в понятии «целевых поступлений из бюджета», не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль), не признаются. Исходя из изложенного, указанные целевые поступления учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы. Так, в письме от 10.09.2009 г. № ШС-17-3/165 @ Федеральная налоговая служба разъяснила, что перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, полученные коммерческими организациями субсидии, в том числе и на возмещение затрат, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
С 01.01.2010 г. указанная выше позиция контролирующих органов нашла свое отражение в изменениях, внесенных в п.2 ст.251 НК РФ Федеральным законом РФ от 25.11.2009 № 281-ФЗ. В настоящее время из целевых поступлений, не учитываемых в целях налогообложении, исключены целевые поступления из бюджета, полученные коммерческими организациями. Следовательно, они включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.
Обобщая вышеизложенное, МКПЦН обращает внимание коммерческих организаций малого и среднего предпринимательства на следующее.
При отражении в налоговом учете сумм полученных субсидий в составе внереализационных доходов затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, должны учитываться налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов в порядке, предусмотренном гл.25 НК РФ.
При этом необходимо учитывать следующее:
1) НК РФ установлен перечень расходов, не учитываемых доля целей налогообложения;
2) многие виды расходов могут быть приняты только в пределах норм, установленных соответствующими статьями гл.25 НК РФ;
3) основные средства, приобретенные за счет бюджетных средств, амортизируемым имуществом не признаются (пп.3 п.2 ст.256 НК РФ), следовательно, их стоимость не может быть учтена в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль;
4) при наличии на конец налогового периода (года) неиспользованных сумм субсидий они подлежат налогообложению на общих основаниях;
5) расходы должны быть подтверждены соответствующим образом, иначе они могут быть не приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что при учете сумм полученных субсидий в составе внереализационных доходов у коммерческих организаций малого и среднего предпринимательства может возникнуть налоговая база по налогу на прибыль.
Особое внимание данному вопросу следует уделить коммерческим организациям малого и среднего предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Так, например, при применении УСН с объектом «доходы» суммы полученных субсидий подлежат налогообложению в полном объеме без возможности уменьшения их на суммы произведенных расходов.
Много сложностей возникает и у плательщиков налога в связи с применением УСН с объектом «доходы, уменьшенные на расходы», так как перечень расходов, на которые могут быть уменьшены доходы, является закрытым.
Тем не менее, 24 февраля 2010 г. на заседании Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова федеральным органам исполнительной власти поручено подготовить нормативные акты, направленные на освобождение от налогообложения средств, выделенных субъектам малого и среднего предпринимательства в качестве финансовой поддержки в рамках федеральных и региональных программ.