Критерии выездных проверок Федеральной налоговой службы пересмотрены, к чему должны быть готовы предприниматели.
Из-за пандемии правительство приостановило проведение выездных налоговых проверок. Но ФНС уже готовится к их возобновлению, и компаниям важно помнить о критериях отбора кандидатов на визит налоговиков. Тем более что в этом году некоторые из них пересмотрены.
Кто попадет в план проверок ФНС
В последние годы ФНС РФ изменила подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и, как следствие, на отказ от тотального контроля и переход к проверкам, основанным на критериях риска.
Была разработана Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Процесс планирования открытый, построенный на отборе налогоплательщиков по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Налогоплательщик, соответствующий им, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Для отбора кандидата есть 12 критериев оценки рисков. Вероятность назначения выездной проверки высока, если организация, например, сотрудничает с недобросовестными контрагентами (фирмами-однодневками). Также рискуют те, кто:
- имеет низкую налоговую нагрузку;
- отражает в налоговой отчетности убытки на протяжении двух и более лет;
- имеет низкую рентабельность;
- выплачивает зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе.
Весь перечень оснований, по которым ИФНС может включить организацию в план выездных проверок, приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Некоторые из критериев оценки риска подлежат ежегодному пересмотру на основании информации, имеющейся в ФНС и Росстате. В частности, к ним относятся налоговая нагрузка (критерий № 1) и уровень рентабельности бизнеса (критерий № 11). Их ежегодно до 5 мая размещают на официальном сайте налоговой службы.
Как изменился показатель налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка – это один из расчетных экономических показателей. Он показывает, какая часть доходов налогоплательщика приходится на уплату налогов. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.
Среднеотраслевые показатели по видам деятельности рассчитываются за календарный год и отражают средний уровень налоговой нагрузки на одного налогоплательщика в конкретной отрасли (по конкретному виду деятельности). В Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ они приводятся в Приложении № 3.
Инспекторы сравнивают нагрузку налогоплательщика с нормативным показателем в той отрасли, где он работает (среднеотраслевым показателем). Налогоплательщик может (но не обязан) самостоятельно рассчитать свою нагрузку и сравнить ее с актуальным среднеотраслевым показателем.
Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если в списке нет показателя по виду деятельности конкретной организации, можно брать показатель по отрасли, к которой он относится. В таблице ФНС приведены не все отрасли российской экономики. Если нет показателя по отрасли, то конкретные показатели можно сравнить со среднероссийским показателем – общий показатель из графы «Налоговая нагрузка, %» по строке «Всего» (Письмо ФНС России от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@).
Если показатель нагрузки конкретного налогоплательщика меньше среднеотраслевого показателя, инспекторы могут им заинтересоваться. Особенно если он попадает под другие критерии отбора для выездной проверки.
Как рассчитать налоговую нагрузку
Формула для расчета налоговой нагрузки закреплена письмами Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589, от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026. Это отношение суммы налогов и сборов (с учетом НДФЛ) по данным официальной отчетности к доходам того же года.
В состав расчета входят налоги и сборы, администрируемые ФНС РФ. Суммы НДС и таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, в расчете не участвуют, поскольку их администрирование относится к ведению ФТС РФ (см. Письмо Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208). Не участвуют в расчете налоговой нагрузки суммы налогов, которые организация уплачивает в качестве налогового агента (за исключением НДФЛ) (см. Сообщение УФНС РФ по г. Москве от 13.02.2013, примечание в приложении № 3 к приказу № ММ-3-06/333@). Также не учитываются страховые взносы, уплаченные во внебюджетные фонды (см. примечание в приложении № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@, Письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@). С 2017 года справочно приводится фискальная налоговая нагрузка по страховым взносам. Данный показатель по-прежнему не включен в показатель налоговой нагрузки. Рассчитывается он как отношение суммы уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование и оборота (выручки) организаций.
Данные для расчета общей суммы налогов берут из налоговых деклараций. При этом не надо учитывать суммы:
- «ввозного» НДС;
- страховых взносов;
- налогов, которые организация уплатила как налоговый агент (кроме НДФЛ) и налог на прибыль с дивидендов.
В сумму налогов включается уплаченный НДФЛ. Выручку можно определять по данным бухучета без НДС и акцизов (например, по данным отчета о финансовых результатах). Надо добавить к ней прочие доходы (ст. 2110 ОФР), при этом в расчет не включаются полученные дивиденды.
Пример расчета
Предприятие производит электрооборудование. По данным ОФР, выручка за 2019 год составила 3 млн 950 тыс. руб.
За 2019 год в бюджет были перечислены налоги: НДС – 115 тыс. руб., налог на прибыль организаций– 82 тыс. руб., НДФЛ – 280 тыс. руб., налог на имущество – 25 тыс. руб. Сумма налогов равна 502 тыс. руб. (115 тыс. руб. + 82 тыс. руб. + 280 тыс. руб. + 25 тыс. руб.).
Налоговая нагрузка компании 12,7%. = 502 тыс. руб./3 млн 950 тыс. руб. * 100%.
По таблице ФНС у производителей электрооборудования усредненный показатель налоговой нагрузки равен 7,5%.
Показатель предприятия выше, а значит, по этому показателю претензий от инспекторов быть не должно.
Рассчитать налоговую нагрузку также можно с помощью калькулятора ФНС. Он рассчитает общую налоговую нагрузку налогоплательщика, нагрузку по налогу на прибыль и НДС, а затем сравнит результаты со средними по конкретному виду деятельности (Письмо ФНС от 11.02.2019 № БА-4-1/2308@). Но нужно учесть, что сервис не включает в расчет суммы НДФЛ. Аналогично калькулятор считает нагрузку по отдельным налогам.
Отметим, что наличие низкой налоговой нагрузки (ниже среднеотраслевого уровня) хотя и является фактором риска совершения налогового правонарушения, однако не означает автоматическое включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Невысокая налоговая нагрузка в конкретном периоде может быть связана с вполне законными причинами (например, с реализацией организацией неликвидного товара по цене ниже себестоимости или с существенным ростом цен на сырье и материалы, используемые в производстве, из-за изменения экономической ситуации в стране).
Поэтому при планировании выездных проверок налоговые органы оценивают не только налоговую нагрузку текущего периода, но и динамику изменения данного показателя. Снижение уровня налоговой нагрузки из периода в период может свидетельствовать о применении схем ухода от налогообложения, а значит, о недобросовестности налогоплательщика. Если же уровень уплаченных налогов оказался низким в одном из периодов, но впоследствии наблюдается тенденция к его увеличению, можно говорить о том, что низкие показатели обусловлены временными трудностями.
Кроме того, показатель налоговой нагрузки оценивается налоговыми органами в совокупности с другими критериями, приведенными в концепции, а также иной информацией, находящейся в их распоряжении. Поэтому организация может попасть в поле зрения налогового органа и в том случае, если ее фактическая налоговая нагрузка соответствует среднеотраслевой, но при этом имеются иные признаки, указывающие на нарушение налогового законодательства.
На практике сначала налогоплательщика могут попросить пояснить причины низкой налоговой нагрузки. Подать такие пояснения – его право, а не обязанность (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Если в пояснениях организация укажет на объективные причины, то, возможно, избежит дальнейших неблагоприятных последствий.
Как изменился показатель рентабельности
Рентабельность – отношение прибыли к величине активов, капитала, затрат, выручки. Среднеотраслевые показатели рентабельности приведены в Приложении № 4 документа. Их два: рентабельность продаж и рентабельность активов. Показатели рассчитывают за календарный год. Средний уровень рентабельности для налогового критерия тоже вычисляется по отраслям. Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.
Рентабельность проданных товаров – соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров с учетом коммерческих и управленческих расходов.
Рентабельность активов – соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. Для расчета строку 2300 отчета о финансовых результатах делят на строку 1600 баланса. Результат показывает, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в активы.
Рентабельность продаж – процент прибыли в выручке компании. Для расчета показателя разделите строку 2200 отчета о финансовых результатах на строку 2110 (Рекомендации Госкомстата).
Сравнить рентабельность продаж конкретный налогоплательщик может также с помощью интернет-сервиса налоговой службы. Если рентабельность существенно ниже средней по отрасли, то компанию могут попросить это пояснить, пригласить на комиссию по легализации налоговой базы или включить в план выездных проверок.