Офисным работникам нужно быть осторожными при использовании на работе личных адресов электронной почты и онлайн-мессенджеров, ведь это может стать причиной для увольнения. Правомерность такого подхода подтвердил Конституционный суд, а руководство компаний уже активно применяет это на практике.
Что случилось?
Еще в октябре 2017 года Конституционный Суд РФ принял постановление, в котором признал, что если сотрудник организации отправил рабочую информацию на личную почту, он создал условия для ее «дальнейшего неконтролируемого использования». А за это можно уволить — признал КС РФ. Ведь работодатель может расценить такой поступок как нарушение своих прав независимо от того, получили ли в действительности к отправленным данным доступ третьи лица или нет.
С этого времени все сотрудники, которые имеют непосредственный доступ к служебной информации, фактически оказались под угрозой увольнения, если они используют на рабочем компьютере свою личную почту, соцсети или интернет-мессенджеры для общения. Работодатели получили карт-бланш для применения жестких карательных мер.
Служебная информация и личная переписка
Конечно, уволить только за то, что человек решил воспользоваться личным электронным адресом в рабочее время, работодатель теоретически не может, но вот прописать такой запрет в должностной инструкции или Правилах внутреннего трудового распордяка (ПВТР) имеет полное право. Эти документы могут регламентировать работу не только лиц, которые непосредственно допущены к коммерческой тайне, например руководителей подразделений или бухгалтеров, но и обычных менеджеров, продавцов или инженеров.
Действительно, любая организация может ограничивать использование и распространение служебной информации по своему усмотрению. Например, посчитать, что число сотрудников отдела — это тоже служебная информация, которой нельзя делиться с посторонними лицами. А как работодатель узнает, что такая информация не распространяется по корпоративным каналам связи? Просто — будет следить за перепиской (а также использовать видеонаблюдение или анализ интернет-трафика). Контроль за корпоративными электронными почтовыми ящиками сотрудников является законным и не нарушает прав на личную жизнь и тайну переписки. Ведь вся информация на корпоративных ресурсах сотрудников принадлежит компании. Даже мессенджеры с профилями, созданными в служебных целях, организация может контролировать. То, что это не нарушает права человека, признал даже ЕСПЧ.
А вот личные мессенджеры и почтовые ящики уже нельзя проверить, это посягательство на тайну личной переписки. Поэтому доказать, распространяет через них сотрудник служебную информацию или нет, просто невозможно, используя ресурсы компании. Получить доступ к личной переписке граждан (как в бумажной, так и в электронной форме) могут только уполномоченные органы, например полиция или ФСБ, и только по правилам — чаще всего по решению суда.
Поэтому работодателям проще просто запретить пользоваться ими со служебного компьютера. А всех, кто нарушит запрет и требования должностной инструкции, можно просто уволить. С учетом позиции КС РФ любой российский суд признает такое увольнение обоснованным.
Как работник и работодатель могут обезопасить себя?
В трудовом договоре и должностной инструкции невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы. Поэтому в нестандартных случаях желательно не только договариваться, но и составлять документы о такой договоренности. Например, письменно оформить разрешение на использование личной электронной почты сотрудника для получения служебных документов, если он находится в отпуске или работает из дома, и ему срочно необходимо решить какие-либо рабочие задачи. Если же информация в виде любых рабочих документов официально названа в компании коммерческой тайной, лучше не рисковать и завести для экстренных случаев еще один служебный электронный адрес, к которому можно получить доступ в поездках или из дома.
Источник: http://ppt.ru/news/141662