11 апреля 2018

Ожидать ли дефицита продуктов из-за «Меркурия»?

Торговые сети предупредили о возможной нехватке продуктов питания на российском рынке.

С 1 июля 2018 года все производители животной продукции должны подключиться к системе “Меркурий”, т. е. оформлять в ней все ветеринарные сопроводительные документы. При этом мера будет распространена и на производителей готовых продуктов, а не только сырья. С помощью “Меркурия” Россельхознадзор намерен проследить путь продуктов от фермы до прилавка. И не только он: такая возможность появится и у представителей торговой розницы, и у конечных потребителей. Изначально этот переход планировался с 1 января, но в итоге власти сдвинули его на полгода.

Поскольку производители подготовиться не успели, продуктовые поставки с 1 июля в магазины могут быть сорваны, предупреждают торговые сети. Это, в свою очередь, приведет к дефициту.

Крупнейший ритейлер России – Х5, объединяющий сети “Пятерочка”, “Перекресток” и “Карусель”, сообщил о неготовности 1,5 тыс. поставщиков работать в системе электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) “Меркурий”. При этом о неготовности говорят не только региональные, но и крупные федеральные поставщики. О схожих проблемах сообщила и другая торговая сеть – “Магнит”.

Большинство производителей действительно не зарегистрировались в системе “Меркурий”, сообщил  председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. По его словам, сложившаяся ситуация в целом напоминает внедрение онлайн-касс в прошлом году.

Предприниматели “тянули до последнего” и в результате к моменту обязательного перехода на новые контрольно-кассовые аппараты (1 июля 2017 года) оказались не готовы ни к новому оборудованию, ни к новым объемам работы, напомнил эксперт.

При этом сами разработчики системы пообещали учесть все проблемы, которые возникли при внедрении ЕГАИС, и не выпускать на рынок “сырой” продукт.

Коровы все равно не видно

Помимо “неготовых” производителей  на рынок продуктов питания в России влияют и “несогласные”. Среди них – крупные транснациональные компании, такие как Danone и PepsiCo. Обе компании, входящие, кстати, в Союз производителей молочной продукции России (“Союзмолоко”), заявляют, что система не доработана, ее внедрение несет с собой риски для поставок продукции. При этом, по мнению профучастников рынка, ветеринарные риски в сегменте отсутствуют.

Противники системы считают, что проблема фальсификата преувеличена, и во внедрении “Меркурия” в таком виде нет необходимости.

Транснациональный гигант Danone не только отказался подключаться к “Меркурию”, но даже заказал стресс-тест системы, по итогам которого вынес вердикт: система не справляется с нагрузкой. Также в компании отметили, что система никак не поможет потребителю, “который все равно не увидит конкретную корову, производящую молоко”.

Конфликт транснациональных компаний с Россельхознадзором зашел слишком далеко, но результатов не принес ни одной из сторон. Ведомство обвинило PepsiCo в хакерской атаке с целью шпионажа, а в продукции Danone были обнаружены антибиотики.

В ответ компания подала в суд на Россельхознадзор.Там посчитали, что проверки прошли с грубыми нарушениями. В свою очередь надзорная служба отметила, что с внедрением “Меркурия” все попытки использовать молоко с антибиотиками в производстве молочной продукции будут исключены.

Россельхознадзор: и ЭВС, и маркировка

Представили молочной отрасли попытались убедить власти в большей эффективности системы маркировки готовой молочной продукции, чем электронной ветеринарной сертификации. “Меркурий” – разрешительная система, в то время как маркировка – уведомительная и не удлиняет процесс отгрузки, от которого серьезным образом зависят торговые сети.

В Россельхознадзоре неумолимы: одна лишь маркировка проблем не решит, несмотря на все сложности, внедрять “Меркурий” необходимо.

Как отметили в “Союзмолоко”, государство должно определиться, каких сведений достаточно для прослеживаемости продукции. “Нельзя допустить ситуации, когда бизнес будет вынужден отчитываться в ведомственной системе, такой как “Меркурий”, и также предоставлять данные для маркировки в альтернативную систему”, – заявил журналистам исполнительный директор организации Артем Белов.

Кстати, в Союзе подсчитали, что переход на использование электронных ветеринарных сертификатов для молочной продукции увеличит себестоимость на 3,7 руб/кг или в среднем на 10%. И при этом проблема фальсификата все равно решена не будет. Ведь подделка может состоять не только из сырья животного происхождения, но и растительного, считают в объединении производителей молока.

В Ассоциации экспертов рынка ритейла согласились, что бизнесу придется понести серьезные затраты на внедрение “Меркурия”. Если крупные компании обладают необходимыми бюджетами, то малый и средний бизнес не настолько гибок и может пострадать от нововведений.

Источник: https://business.tsargrad.tv/articles/bitva-za-merkurij-ritejlery-preduprezhdajut-o-riske-deficita-produktov_124452