25 февраля 2019

ВС РФ подтвердил законность нормы о предоставлении ФСБ России и полиции круглосуточного удаленного доступа к базам данных операторов связи

Круглосуточный удаленный доступ ФСБ России и полиции к базам данных операторов связи о фактах звонков, смс-сообщений, интернет-сессий и т.п. признан Верховным Судом Российской Федерации законным (Решение ВС РФ от 19 декабря 2018 г. № АКПИ18-1109).

Административным истцом оспаривался п. 12 Правил взаимодействия операторов связи с органами ОРД (утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. № 538). Этот пункт обязывает оператора связи:

  • во-первых, 3 года хранить в своей базе сведения о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных файлов своих клиентов;
  • во-вторых, предоставлять ФСБ России (а иногда и МВД России) круглосуточный удаленный доступ к такой базе данных.

Оператор связи оспаривал эту норму на том основании, что она вводит обязанности, и весьма затратные, при этом являясь нормой подзаконного акта. Кроме того, она требует дать доступ к персональным данным без согласия их владельцев и без уголовного дела. А федеральные законы – о связи, о персональных данных, об ОРД, и даже Уголовно-процессуальный кодекс, – подобных обязанностей не предусматривают. Следовательно, оспариваемый подзаконный акт противоречит актам более высокой юридической силы.

  • пункт 1.1 ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ “О связи” (далее – Закон о связи) обязывает операторов связи предоставлять ФСБ России и органам, осуществляющим ОРД, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей. Если эта информация необходима для выполнения возложенных на эти органы задач и в случаях, установленных федеральными законами;
  • статья 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее – Закон об ОРД) предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на основании судебного решения. А в некоторых случаях – и без решения суда, на основании мотивированного постановления руководителя органа ОРД, с последующим уведомлением суда;
  • при этом ни в одном нормативном правовом акте не устанавливаются временные ограничения доступа к базам данных, более того, нормыЗакона об ОРД дают “оперативникам” право безотлагательного проведения этих мероприятий, в том числе и в ночное время;
  • что же касается дороговизны указанного бремени, то именноп. 2 ст. 64 Закона о связи обязывает операторов связи обеспечивать реализацию установленных требований к сетям и средствам связи для проведения ФСБ и МВД России нужных им мероприятий. А контролировать эту деятельность операторам связи непозволительно;
  • ну а уж ссылка на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” и вовсе несостоятельна, ибо он запрещает раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия субъекта персональных данных, только если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отметим, что истец подал апелляционную жалобу на это решение. Слушание назначено на 5 марта 2019 года.

 

Источник: https://www.garant.ru/news/1260605/