Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил на заседании Столыпинского клуба «Трудные решения». В мероприятии приняли участие лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров и председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, а также предприниматели, политики, общественные деятели и представители экспертного сообщества.
Тема заседания Столыпинского клуба «Трудные решения» служила отсылкой к программной статье Председателя Правительства России Дмитрия Медведева «Время простых решений прошло». В ней Д. Медведев говорил о системных преобразованиях, которые нужны экономике России для того, чтобы соответствовать новым вызовам. Открывая заседание, Борис Титов подчеркнул, что сейчас Россия находится в той стадии развития, что без принятия «трудных» и даже рискованных решений в экономике обойтись не удастся. Сегодня нам надо консолидироваться, чтобы изменить представление, как должна развиваться экономика, иначе страну ждут не очень светлые перспективы».
Все выступающие согласились с необходимостью принятия принципиальных решений для вывода экономики страны из застоя, но предложили каждый свой рецепт преодоления стагнации. А. Кудрин говорил о сдвиге приоритетов бюджетной политики и развитии государственных институтов, М. Прохоров – об актуальности земельной реформы, а Б. Титов – о системном улучшении инвестиционного климата.
В своем выступлении Алексей Кудрин сначала предостерег от принятия «легких» решений. Наиболее «легким», по его мнению, является трата резервных фондов. «В прошлом году денежная масса увеличилась на 50 процентов. Вместе с тем цена на нефть не растет, а жить хочется так же, – отметил он. – Если мы потратим на поддержку экономики резервные фонды, это только продлит нашу нефтяную зависимость на пару лет. Не более». Опасным он считает и искусственное понижение курса рубля. «Можно административными методами постараться облегчить себе жизнь, но это приведет к тому, что все экспортно-импортные сделки будут иметь непредсказуемую доходность», – заявил А. Кудрин. Еще одним «легким» решением он назвал повышение налогов.
Самое трудное решение, как считает А. Кудрин, – слезть с нефтяной иглы. Сейчас Россия почти не накапливает резервы, да еще и получила дефицит бюджета в 900 млрд. руб. в 2011 году. «Это говорит о том, что цена нефти ниже существующей – уже просто опасна для нашей экономики. Любое ее снижение – непредсказуемый риск», – подчеркнул А. Кудрин.
А. Кудрин выдвинул целый ряд «трудных» системных решений. Среди них: повышение пенсионного возраста, сокращение оборонных расходов, сокращение социальных расходов и переход к адресной помощи по социальным программам, перераспределение бюджетных потоков в пользу регионов, большая открытость бюджетной политики, перестройка системы субсидирования промышленности в соответствии с требованиями ВТО и т.д.
Отдельно А. Кудрин остановился на необходимости изменения правоприменительной практики в России, работы судов и правоохранительных органов. Суды, по его словам, должны больше ориентироваться в своей деятельности на принципы публичности, состязательности и равенства сторон в судебном процессе. А отказ от «палочной системы» у правоохранителей поможет принципиально по-новому выстроить борьбу с преступностью. «Если это сделать, то количество регистрируемых преступлений вырастет в 4 раза, – заявил А. Кудрин. – Сейчас же, из-за того, что не все преступления регистрируются, чтобы не портить раскрываемость, мы даже не знаем достоверной картины с преступностью в стране».
Алексей Кудрин подчеркнул, что при этом важно, чтобы государство не меняло устанавливаемые им же правила игры, так как это подрывает его авторитет и доверие к нему. Среди подобных случаев отказа государства от провозглашённой политики он назвал заморозку накопительной части пенсии, слияние верховного суда и высшего арбитражного суда, возобновление практики возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям по постановлениям следователей.
Михаил Прохоров разделил важные для страны решения на три вида: важные, но нереализуемые в данный момент, реализуемые, но ухудшающие жизнь бизнеса и простых граждан, и реализуемые и важные. Именно к последней категории он отнес земельную реформу. По мнению М. Прохорова, она способна принципиально изменить отношение россиян к частной собственности, решить большое количество системных проблем и способствовать резкому экономическому росту. «Россия – первая в мире страна по количеству земли, и 40 процентов нашей земли пригодно к обработке», – подчеркнул М. Прохоров. При этом почти вся она незакадастрирована, а, следовательно, выведена из оборота, ее нельзя ни продать ни заложить. Это положение он и хочет изменить.
Успеху земельной реформы, как считает М. Прохоров, будет способствовать то, что в земельном бизнесе нет интересов крупных корпораций и больших чиновников. «Даже если они бросятся ее скупать, земли хватит на всех желающих», – уверен он.
В качестве первого шага М. Прохоров предлагает провести полноценное кадастрирование земли, при малейших сомнениях в ее принадлежности передавая ее в собственность муниципалитетов. При этом, право частной собственности на землю должно быть священным и неотъемлемым. Землю под жилыми домами следует передать в собственность жильцам.
Вторым важным шагом он считает облегчение порядка перевода земель из одной категории в другую. «Сейчас из-за коррупционной ренты при переводе земель стоимость строительства дорожает на 30-40%», – отметил М. Прохоров. Вокруг же мегаполисов М.Прохоров предлагает создать зону, в которой категоричность земель будет отменена – вокруг Москвы и Санкт-Петербурга она может составить сто километров, вокруг городов миллионников – 50 километров.
По мнению М.Прохорова, эти меры должны привести к резкому росту строительства, что в свою очередь позволит решить квартирный вопрос, и активнее будет развивать инфраструктуру. Резко вырастут инвестиции в аграрный сектор, а в стране появится новый массовый слой частных собственников.
В свою очередь Борис Титов назвал главной проблемой страны неэффективную экономику. «Сегодня мы вышли на грань конкурентоспособности, – считает он. – Инвестиции не идут, издержки выросли настолько, что бизнес-планы «не бьются». Налоговая нагрузка на производительный сектор экономики настолько велика, что ее увеличение приводит к снижению сбора налогов. В дальнейшие перспективы обрабатывающего сектора верится с все большим трудом». Поэтому Б. Титов считает главной задачей страны – освободить энергию предпринимательских масс. «Мы должны дать возможность бизнесу развиваться, сделать этот процесс выгодным, стимулировать его развитие», – считает Б.Титов.
В качестве главного KPI, по которому можно будет отслеживать успех проводимой экономической политики, Борис Титов назвал создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Для этого он предложил ряд системных решений: «налоговый маневр», новую тарифную и монетарную политику, «новую индустриализацию», основанную на проектном (кластерном подходе).
Борис Титов обратил внимание на то, что социальные налоги в России в среднем в два раза выше, чем в G-20. В результате в Казахстане, с которым у нас теперь единое экономическое пространство, налоги меньше на 30%. И именно туда идут инвестиции под российский рынок. Он призвал в рамках «налогового маневра» перенести тяжесть налогообложения с налогов на процесс производства на налоги, связанные с потреблением, сделать налоговую систему стимулирующей, активнее предоставлять бизнесу налоговые каникулы при создании новых рабочих мест.
Не менее важно изменить тарифную политику, считает Б.Титов. Сейчас в США тарифы на электроэнергию ниже, чем в Туле или Волгограде, подчеркнул он.
Еще одной важной проблемой для бизнеса он назвал отсутствие длинных и дешевых денег, без которых ни одна экономика развиваться не будет. «Экономике нужны финансы. Это кровь экономики», – заявил Борис Титов. Возникающие при таком подходе инфляционные риски Б. Титов считает приемлемыми. «Десять процентов инфляции в год для развивающейся экономики – это нормально, – считает он. – Хуже, когда невозможно найти деньги на развитие».
Также Борис Титов призвал отделить процесс текущего государственного управления от управления развитием. Он напомнил, что именно такой подход был предложен «Деловой Россией» в рамках проекта «Новая индустриализация». Он предполагает создание территориально-отраслевых комплексов федерального уровня. С их помощью государство могло бы создать точки роста, а на их примере протестировать новые меры регулирования бизнеса.
По итогам докладов М. Прохорова, А. Кудрина и Б. Титова выступили политолог Игорь Бунин, экономист Ирина Ясина, председатель движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.
И. Бунин высказал мысль, что сейчас бизнес в России испытывает психологический дискомфорт и все больше ориентируется на работу на глобальных рынках. Без решения этой проблемы предлагаемые реформы нереализуемы, считает он. И.Ясина назвала самым трудным решением – реформу политической системы и выборного законодательства и претворение этих реформ в жизнь. Я. Яковлева коснулась вопросов правоприменения. Она призвала бизнес-сообщество «не проморгать» момент изменения Конституции и активнее участвовать в этом процессе.
Источник: сайт Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.