Регионы самостоятельно смогут определять способ избрания мэров городов и руководителей муниципальных образований. Такую поправку в законопроект о реформе местного самоуправления, вероятно, внесут ко второму чтению. Правда, этой возможности все равно будут лишены те города, которые станут «городскими округами с внутригородским делением». Разработанные поправки должны понравиться региональным властям, уверены эксперты РБК.
Регионы получат возможность самостоятельно определять способ избрания глав муниципальных образований, за исключением крупных городов, перешедших на новую модель местного самоуправления (МСУ). Субъект Федерации сможет решать, избирать их через прямое голосование или из состава депутатов представительного органа. Такие поправки могут быть внесены в законопроект о реформе МСУ ко второму чтению, сообщил РБК депутат-единорос Вячеслав Тимченко.
В настоящее время муниципальные образования самостоятельно прописывают, как им избирать главу исполнительной власти, в своих уставах, при этом институт сити-менеджеров для городских округов необязателен. При этом, согласно редакции законопроекта, принятой в первом чтении 15 апреля, в каждом муниципальном образовании помимо его избранного руководителя должен быть глава администрации (сити-менеджер), пояснил депутат. «Дума Московской области может для всех городских округов определить форму избрания главы только из состава представительного органа, а для муниципальных районов — только прямые выборы главы, а может, конкретно для Домодедова — прямые выборы, а для Химок — из состава депутатов», — привел пример Тимченко.
Депутат также не исключает, что таким же региональным законом может определяться и то, как будут формироваться депутатские советы муниципальных районов — путем прямых выборов или за счет делегатов из представительных органов сельских и городских поселений этого района. Думы городских округов будут избираться населением, за исключением городов с внутригородским делением.
Еще одна из возможных поправок введет минимальный набор полномочий для городских округов, городских поселений и муниципальных районов, которые «нельзя забирать на вышестоящий уровень», сказал Тимченко. В принятом законопроекте речь шла только о «несгораемых» 13 полномочиях для сельских поселений. По словам депутата, за остальными типами МО предлагается закрепить 16 местных вопросов, к ним относятся, в частности, такие полномочия, как определение структуры органов местного самоуправления и принятие решения об удалении в отставку главы МО. Для исполнения минимального набора полномочий достаточно собственных доходов муниципалитетов, если же регион захочет передать им больше полномочий, то это возможно «только с деньгами», говорит Тимченко. По его словам, к июню может быть внесен еще один законопроект, который закрепит список полномочий, которые могут переходить с регионального на муниципальный уровень. Этот документ может быть принят в первом чтению в весеннюю сессию.
Голосование в три ступени
Законопроект о реформе МСУ был принят Госдумой в первом чтении 15 апреля. Главное его нововведение — новая модель местного самоуправления, городской округ с внутригородским делением. В этих округах предлагается отказаться от прямых выборов мэров: там прямые выборы остаются только на уровне районных советов. Из райсоветов предлагается делегировать депутатов городских дум, а уже из них, в свою очередь, будут выбираться главы городов. При этом институт сити-менеджеров для этой модели предполагается сделать обязательным. В настоящее время муниципальные образования делятся на несколько типов: на городские округа и муниципальные районы, которые, в свою очередь, имеют в своем составе сельские и городские поселения.
Концепция перехода к трехступенчатым выборам мэров в крупных городах разрабатывалась близким к Кремлю Институтом социально-экономических и политических исследований, но она подразумевала и сохранение существующего порядка прямых выборов мэров. Например, так было в Екатеринбурге, где избранный городской глава Евгений Ройзман одновременно возглавляет гордуму, но при этом реальные полномочия принадлежат назначаемому по конкурсу сити-менеджеру.
О двух вариантах формирования городской власти говорил и начальник управления внутренней политики Кремля Олег Морозов, но в итоге поправки, оставляющие жителям крупных городов, перешедших на новую модель, право избирать мэра, в комитет так и не поступили. О маловероятности ее внесения говорил РБК и источник, близкий к руководству администрации президента.
Законопроект изначально замышлялся как прогубернаторский, говорит политолог Михаил Виноградов, поэтому его авторы хотят показать, что право все решать отдается на откуп регионам — не федеральной власти, не муниципальной.
Один из ключевых моментов реформы МСУ — вопрос финансов, напомнил гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. Требуется расширение возможностей, в том числе налоговых, местного самоуправления, пока проект реформы этого не предусматривает, отмечает эксперт.
Автор статьи: Мария Макутина, Светлана Бочарова, Михаил Рубин.
Источник:газета www.rbcdaily.ru.
14 мая 2014