28 мая 2008

Региональная дифференциация сказывается на развитии МБ

Дифференциация в региональном развитии сказывается на развитии МБ, однако Минэкономразвития будет стимулировать из госбюджета не все регионы, а только те, где есть собственная финансовая программа развития малого бизнеса. Так как принцип раздачи денег всем может на корню убить инициативу региональной власти по развитию малого бизнеса. Об этом заявила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова на прошедшем 26 мая в ТПП РФ Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке», приуроченном к празднованию Дня предпринимателя в России.
В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» Наталья Ларионова рассказала о своем видении главных проблем малого бизнеса в региональном разрезе.
В: Как вы оцениваете состояние малого бизнеса в региональном аспекте?
О: Безусловно, дифференциация в экономическом развитии регионов сказывается и на эффективности процесса развития малого бизнеса в отдельных субъектах РФ. Когда базовые макроэкономические показатели в регионах неравны, они отражаются на развитии малого и среднего бизнеса. Два эти процесса кореллируются, но сказать, что это прямая зависимость, нельзя. На развитие МСБ влияет человеческий фактор, многое зависит не только от бюджетной обеспеченности региона, но и от отношения администрации и главы региона к проблеме развития МСБ.
Наглядный пример – развитие МСБ в Кабардино-Балкарской республике. Этот дотационный регион, в котором отсутствует минерально-сырьевая база, демонстрирует одни из лучших показателей по России по темпам роста расходов на развитие малого бизнеса. Нужно быть реалистом и сознавать, что если у региона есть собственная финансовая программа, вокруг нее выстраивается вся деятельность по развитию МБ. Как показывает опыт взаимоотношений Минэкономразвития с субъектами РФ, в регионах, где нет сильной финансовой программы, не может появиться уникальный подход к развитию МБ.
И напротив, как в случае с Кабардино-Балкарской республикой, в высокодотационном регионе опора делается на малый бизнес: динамика развития МБ становится результатом системного подхода к решению этого вопроса. Другим дотационным регионам, таким как Нижегородская или Псковская области, полезно изучить опыт своих коллег, а потом уже поднимать разговор о невозможности финансировать развитие МБ.
В: Но если сравнить Москву и Санкт-Петербург, где на программы поддержки МБ выделяются миллиарды рублей, и средние регионы, где эта сумма измеряется в миллионах, то индексация со стороны РФ программ для дотационных регионов в соотношении 1:4 – это капля в море?
О: В этом вопросе наша позиция принципиальна: региональная власть, региональные депутаты должны изыскать средства на программу развития МБ из бюджета субъекта РФ. Это иллюзия, что дело только в нехватке средств, мол, если власть в регионах не видит необходимости тратить средства на формирование инфраструктуры поддержки МБ и реализацию программы, то получив их из центра, она сразу же изменит свое отношение к перспективности МБ как сектора экономики.
Все точно наоборот. Сначала должно быть понимание важности развития МБ и необходимости выкраивать средства из бюджета, а потом уже федеральная поддержка.
В: Таким образом вы стимулируете власть на местах проявить заботу о развитии региона?
О: И поверьте, что коэффициент 1:4, как и минимальный уровень поддержки в 10 млн рублей, это не так уж мало для субъектов, у которых нет привычки вкладывать средства в развитие МБ. Для начала регионы должны научиться осваивать эти 10 миллионов рублей. Как правило, первые два года тратятся на выстраивание работы с МБ и поиск предпринимателей, нуждающихся в субсидиях: предпринимателя нужно приучить к тому, что власть готова не только брать, но и оказывать поддержку. Поэтому давать регионам сумму, которую они еще не могут освоить, неэффективно.
И поверьте, практика показывает, что даже депрессивные регионы находят средства для наращивания программ, регресса в этом процессе не наблюдается. Но есть и такие регионы, где и прогресса не предвидится, они ни разу не приняли участие в программах Минэкономразвития – Псковская область, например. В этом регионе, как и в Новгородской области, нет традиции поддержки предпринимательства.
В: Как бороться с такой пассивностью региональных властей?
О: Сейчас есть система оценки работы губернаторов, учитывающая, в том числе, и показатели развития малого бизнеса в регионе. Это увеличение за год количества занятых в МБ, рост количества предприятий и доли МБ в ВРП. Редкий губернатор оставит без внимания эти вопросы. Но если результатов не будет, то это будет определенным сигналом для руководства страны. Итоги своей работы главы регионов должны представить Президенту РФ к декабрю 2008 года. Поэтому очень важно, что система оценки губернаторов выстроена, активно внедряются административно-репрессивные методы. Но до тех пор пока в головах чиновников регионального уровня подход к проблеме развития малого бизнеса будет только с точки зрения получения денег из центра, проблема даже при активной поддержке из центра не будет решаться.
В: Какие меры для поддержки малого бизнеса необходимы на сегодняшний день?
О: Самое главное – реализация инфраструктурных проектов. Если мы говорим о таких отраслях, как промышленность, строительство и инноватика, то в них проблема административных барьеров не столь обременительна, как, например, в сфере торговли. Однако для инноваций необходимы современные производственные площадки и оборудование. Поэтому для малого бизнеса необходимы специализированная инфраструктура и особые финансовые инструменты. Это тем более актуально, так как хуже всего малый бизнес представлен именно в инновационной сфере, здравоохранении и образовании, а также в ЖКХ. Чтобы привлечь бизнес в эти сферы, необходимо длительное финансирование.

ИА “Альянс Медиа”

Add Comment