Правительство внесло в Госдуму масштабный проект, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Задачи проекта: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям больше гарантий.
Какие сферы не затрагивает проект
Проект не распространяется, в частности, на следующие области контроля и надзора (стр. 4–13 проекта):
налоговый, валютный, таможенный контроль;
контроль за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок по Закону N 223-ФЗ;
контроль за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
контроль в сфере ПОД/ФТ.
Проект не затрагивает функции Банка России по контролю (надзору):
за кредитными организациями и банковскими группами;
некредитными финансовыми организациями;
соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
соблюдением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
в сфере корпоративных отношений в АО.
Онлайн-взаимодействие
Можно будет через Интернет подавать ходатайства, жалобы, замечания, возражения, представлять доказательства, а также документы и сведения иного характера. Для этого создадут специальный личный кабинет. Контрольно-надзорные органы смогут сообщать компаниям о своих действиях и решениях не только через личный кабинет, но и, например, через Единый портал госуслуг (стр. 44–47 проекта).
Профилактика нарушений
Проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены новые профилактические мероприятия, среди которых следующие:
меры стимулирования добросовестности (стр. 127 проекта) — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят критерии добросовестности, конкретные виды поощрений и пр.;
профилактическое сопровождение (стр. 136 проекта) — рекомендация от надзорного органа об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. Чтобы получить такую рекомендацию, нужно будет подать заявление и заключить с органом соглашение;
самообследование (стр. 139 проекта) — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения требований. Пока такая декларация действует, в отношении компании не будут проводить плановые контрольно-надзорные мероприятия;
профилактический визит (стр. 142 проекта) — беседа по месту деятельности компании. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.
Независимая оценка соблюдения обязательных требований
Компании смогут подтверждать соблюдение обязательных требований с помощью третьих лиц. Это позволит избежать плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (стр. 144 проекта).
Такую негосударственную оценку можно будет провести с помощью:
аккредитованной независимой организации (стр. 145 проекта). Она сможет выдать компании на срок не более трех лет заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований;
СРО (стр. 147 проекта). В проекте не говорится о том, как можно будет заменить контрольно-надзорные мероприятия членством в СРО. Вместе с тем отдельно установят правила взаимодействия СРО с органами;
страховой организации (стр. 148 проекта). С ней можно будет заключить договор страхования рисков причинения вреда. Это освободит клиента от контрольно-надзорных мероприятий, но не от ответственности за нарушение обязательных требований.
Рассмотренная возможность не коснется муниципального контроля.
Контрольно-надзорное производство
Это комплекс действий и решений органов, направленных на следующее (стр. 150 проекта):
оценку соответствия объектов контроля обязательным требованиям;
исполнение решений по итогам такой оценки.
Должностные лица и компании будут обязаны выполнять требования и запросы, предъявленные в рамках контрольно-надзорного производства.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий будет возможным после открытия указанного производства. Открыть его смогут только при наличии определенных поводов и оснований (стр. 154–158 проекта).
Контрольно-надзорные мероприятия
Снизить количество проверок планируют не только за счет установления приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:
выездное обследование (стр. 179 проекта). Чтобы визуально оценить, соблюдает ли компания обязательные требования, взаимодействовать с ней инспекторы не будут. Например, они смогут проводить осмотр общедоступных производственных объектов;
мониторинговая закупка (стр. 183 проекта). В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;
выборочный контроль (стр. 187 проекта). Это изъятие образцов товаров для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
инспекционный визит (стр. 191 проекта). Он необходим для предотвращения риска причинения вреда. Компании должна будет обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения;
рейд (стр. 192 проекта). Его будут проводить, например, в отношении объектов контроля, которыми владеют несколько лиц.
Проект содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.
Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия
Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (стр. 240–243 проекта). Сейчас по Закону о защите прав юрлиц и ИП такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.
Планируют зафиксировать перечень из 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. Сейчас в подобном списке такого нарушения нет.
Планируется, что закон, о проекте которого идет речь, вступит в силу с 1 января 2021 года (стр. 255 проекта).