Развитие экономической ситуации, к сожалению, позволяет прогнозировать ряд негативных сценариев. Налицо сокращение платежного спроса у населения. Ряд предприятий уже начинают переходить на неполные рабочие недели. Значит, если ничего не предпринимать, то не за горами и отправка рабочих в вынужденные отпуска, кризис неплатежей, невыполнение обязательств, срывы платежей по кредитам, череда банкротств. Институт уполномоченного готовится к резкому росту межкорпоративных конфликтов и конфликтов между государственными и муниципальными заказчиками и подрядчиками, как следствие – резкому росту количества обращений. В этих условиях государству просто необходимо кинуть малому и среднему бизнесу спасательный круг. Ведь он и финансово, и юридически, и даже административно гораздо хуже защищен, чем крупный бизнес.
Одним из важных направлений деятельности на пути улучшения условий для бизнеса является внесение изменений в законодательство о контроле и надзоре. Совместно с Торгово-промышленной палатой РФ мы работаем над проектом нового закона. Он должен ввести в России риск-ориентированный подход при проверках и заменить существующий 294-ФЗ о проверках. Часть предложений уже учтены и приняты в новой редакции. Так, из сферы действия законопроекта выведены оперативно-разыскные мероприятия, государственный и муниципальный финансовый контроль. В новой редакции проекта закона органы местного самоуправления не наделяются надзорными полномочиями. Дополнен перечень грубых нарушений со стороны проверяющих, при выявлении которых результаты проверок могут быть признаны недействительными.
По моему мнению, акценты в законе должны быть смещены с “карательной” составляющей проверок на “превентивную, предупреждающую”. Для этого необходимо уделить должное внимание институту добровольного декларирования соответствия, широкому применению профилактических мероприятий и предупреждений. К примеру, такой подход сейчас использует МЧС, что позволило в разы сократить число проверок, проводимых министерством.
Еще одним ключевым фактором развития малого и среднего бизнеса в России является обеспечение его доступа к госзакупкам. Существование в России около 150 электронных торговых площадок затрудняет доступ МСБ к закупкам в электронном формате. Для унификации правил функционирования электронных торговых площадок при ТПП РФ и при активном участии Института Уполномоченного была сформирована Рабочая группа по разработке критериев, которым должны, с точки зрения бизнеса, соответствовать те электронные площадки, которые будут в итоге работать в рамках Закона N 223-ФЗ. Итогом работы экспертов в составе рабочей группы стал документ, содержащий единые требования функционирования электронных площадок, который будет направлен в правительство РФ.
Среди многих других возможностей по снижению административного давления – и через это снижение издержек бизнеса – важно введение субсидий для предприятий МСБ на прохождение технической сертификации не только на федеральном, но и на региональном уровне, более широкое использование возможностей предоставления регионами налоговых льгот по упрощенным налоговым режимам, проведение взвешенной политики в сфере кадастровой оценки, введение прогрессивной (в зависимости от размеров бизнеса) системы административных штрафов и многое другое.
Впереди у нас трудная работа по созданию современной законодательной базы с учетом формирования новой модели государственного регулирования малого и среднего бизнеса. Только при ее успешном выполнении мы сохраним малый и средний бизнес и создадим условия для его устойчивого развития.