29 декабря 2017

Президиум ВС РФ утвердил обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции

Верховный Суд Российской Федерации выделил 21 наиболее важную позицию по спорам, касающимся договоров перевозки груза и транспортной экспедиции (Обзор Президиума ВС РФ от 20 декабря 2017 г. “Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции“). Из них:

  • 7 касаются ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза;
  • 4 – ответственности экспедитора за неисполнение договора транспортной экспедиции;
  • 1 – страхования ответственности экспедитора и перевозчика;
  • 4 – споров, возникающих из договоров на подачу и уборку вагонов;
  • 5 – исковой давности по требованиям к перевозчикам и экспедиторам.

Так, Суд указал, что перевозчик не несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз.

Кроме того, ВС РФ напомнил, что при установлении факта утраты, недостачи или повреждения груза по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, суд не может освободить его от обязанности возместить грузоотправителю реальный ущерб лишь по тому основанию, что его размер невозможно достоверно установить.

А право грузоотправителя требовать возмещения ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением груза, с перевозчика не является основанием для отказа в удовлетворении требования грузоотправителя к экспедитору, если последний также несет ответственность за сохранность груза

Помимо этого ВС РФ подчеркнул, что:

  • третье лицо, привлеченное перевозчиком к исполнению своих обязательств и фактически осуществившее перевозку, вправе взыскать плату за выполненные работы только с перевозчика, но не с грузоотправителя, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
  • заявление страховщика о ничтожности договора страхования ответственности перевозчика или экспедитора не имеет правового значения, если страховщик действует недобросовестно, в частности если его поведение давало основание страхователю полагаться на действительность этой сделки;
  • течение срока исковой давности по требованию к перевозчику либо экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора;
  • к требованию о возврате необоснованно списанной с лицевого счета истца, открытого у перевозчика, платы за перевозку применяется сокращенный (годичный) срок исковой давности.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1156103/#ixzz52eAb0WW1