Начнем с обязанности, после перейдем к вопросам ответственности
Порядок военного учета, обязанности по нему и права работодателей определены законом 53-ФЗ от 28.03.1998 г.
Для организаций в этом документе есть статья 4, которая описывает обязанности должностных лиц организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности:
1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
3) направлять в течение 2 недель по запросам военкоматов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
4) направлять в течение 2 недель в военкоматы сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
5) вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военкомат для постановки на воинский учет.
Организации, осуществляющие эксплуатацию жилых помещений, обязаны сообщать в течение 2 недель в военкоматы сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более 3 месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.
Есть еще постановление правительства от 27.11.2006 N 719 об утверждении положения о воинском учете
1. Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны.
2. Организации для целей воинского учета должны проверять у принимаемых на работу граждан наличие и подлинность воинских билетов, справок, записей в них, наличие мобилизационных предписаний, отметок в паспортах и жетонов. Также организации должны заполнять учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета, разъяснять гражданам порядок исполнении им святой обязанности по воинскому учету, мобилизации, мобилизационной подготовке, контролировать их исполнение, и информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.
Организации также должны информировать военкоматы об исправлениях в документах воинского учета, неточностях и подделках в них, и стучать туда о неисполнении гражданами обязанности в области воинского учета, мобподготовки и мобилизации.
3. Для целей сбора, хранения и обработки сведений воинского учета организации должны:
1) определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет,
2) принимать необходимые меры к постановке на воинский учет,
3) вести и хранить документы воинского учета,
4) ежегодно, в сентябре, предоставлять в военкоматы списки граждан мужчин 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки мужчин, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году,
5) оповещать граждан о вызовах в военкоматы и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
И теперь – про ответственность организации
за неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, определена статьей 21.2 КоАП и предполагает штраф от 1 до 3 тысяч рублей.
Штраф положен не только тем, кто не оповестил, но и тем, кто не обеспечил гражданину возможность своевременной явки по повестке.
🔻Внимание!
Обязанность вести воинский учет законом 53-ФЗ от 28.03.1998 года возложена только на организации.
У ИП-работодателей такой обязанности нет.
Следовательно, индивидуального предпринимателя за неоповещение сотрудника о мобилизации привлечь к ответственности нельзя.