Было бы логично предположить, что новый коронавирус, который убил десятки тысячи американцев, обогатил SCI и другие компании в похоронном бизнесе. SCI — крупнейший игрок в этой области в США. Ему принадлежат 1471 похоронное бюро и 482 кладбища в США и в Канаде. В прошлом году компания организовала похороны 319 000 человек (около 12% от общего числа смертей в США) и получила в среднем по $10 000 за каждого умершего. Если COVID-19 в конечном итоге убьет 100 000 американцев, а к SCI попадут 12 000 из них, компания дополнительно получит $120 млн выручки. Это немаловажно для бизнеса, доход которого в 2019 году составил $3,2 млрд.
Предварительные продажи так важны для SCI отчасти потому, что они приносят надежный денежный поток, который резервируется под будущие услуги. Большая часть этих средств не учитывается в доходах до тех пор, пока оплаченные услуги не будут выполнены. Но SCI может использовать эти деньги как рабочий капитал. На конец 2019 года у компании был резерв будущей выручки в размере $12 млрд, значительная часть которого была вложена в самые разнообразные активы: от акций и облигаций до частного капитала.
Вплоть до обвала фондового рынка из-за коронавируса Райан был свидетелем невероятного роста котировок его компании. С 2005 года, когда он стал гендиректором SCI, акции компании подорожали в семь раз. В 2019 году SCI получила $464 млн прибыли до вычета налогов, что на 5% больше, чем в 2018 году. По мнению аналитиков инвесткомпании Raymond James, из-за коронавируса выручка SCI во втором квартале может сократиться на 14%. Скотт Шнеебергер из Oppenheimer & Co. дает более пессимистичный прогноз на 2020 год: падение выручки на 30% до $260 млн ($1,44 на акцию). «Значение имеют все факторы, которые мешают продаже участков под погребение», — объясняет он. Акции SCI в начале марта упали на 25% от их рекордного уровня, тогда как весь рынок упал на 16%. Ситуация может стать намного хуже, если случится очередная вспышка и начнется новая волна локдаунов.
Но бизнес меняется, и возможно, к лучшему. Как и большинство других операторов похоронных бюро, SCI сейчас предлагает организовать онлайн-трансляции для тех, кто не может посетить прощание лично. По удачному стечению обстоятельств SCI еще до пандемии, вдохновившись трансляцией прощания с Коби Брайантом, начала присматриваться к этому инструменту. Компания исследует и другие направления. Например, в похоронном бюро Cook-Walden Capital Parks во Флугервиле, штат Техас, купили передатчик, который транслирует АМ-сигналы на расстояние в 400 м. Теперь друзья и родные покойного могут приехать на похороны, в автомобиле настроиться на волну 1600 AM и послушать службу удаленно, а потом проститься, проезжая мимо в автомобильной процессии.
Сейчас SCI не берет с клиентов плату за онлайн-трансляции. Райан рассчитывает, что позднее клиенты могут согласиться платить около $300 за подобную дополнительную услугу, которая будет доступна даже тогда, когда социальное дистанцирование потеряет актуальность.
Несмотря на жалобы Райана по поводу падения выручки, есть и положительные моменты. Многие люди, которые не смогли провести дорогостоящие похороны со множеством приглашенных, возможно, решат устроить пышную церемонию прощания после окончания пандемии, и SCI надеется на эти заказы. Это может стать важным стимулом для бизнеса, если компания сумеет воспользоваться бумом спроса на похоронные услуги, который начнется сразу после завершения пандемии.
Одно из флагманских предприятий SCI — четырехэтажная поминальная часовня в Верхнем Ист-Сайде на Манхэттене, которая включает в себя восемь залов и рассчитана на 275 человек. По словам директора предприятия Билла Виллановы, в обычное время они проводили церемонии «празднования жизни» для 40 семей в месяц. Теперь его похоронное бюро, за услугами которого обращались семейства Греты Гарбо, Джона Леннона и Малкольма Форбса, проводит больше кремаций и с осторожностью планирует полноценные церемонии прощания на несколько месяцев вперед. «Люди дождутся», — надеется Вилланова.
Не исключено также, что SCI и другие крупные операторы ритуальных услуг вроде хьюстонской Carriage Services воспользуются кризисом, чтобы выгодно купить небольшие независимые похоронные бюро. Финансовая отчетность SCI в порядке, и ей не надо погашать долги раньше 2024 года. Райан предполагает, что многие пострадавшие семейные компании будут готовы выйти из бизнеса после эпидемии. «Они не хотят вновь пережить подобное».
Источник: https://www.forbes.ru/biznes/398855-pohorony-po-radio-kak-pandemiya-ubivaet-rynok-ritualnyh-uslug