Законопроект разработали из-за критической ситуации, в которой оказались перевозчики из-за пандемии коронавируса, поясняет «Коммерсантъ». По данным Росавиации, в марте 2020 года пассажирооборот сократился на 30,9% в сравнении с тем же месяцем прошлого года (на международных перевозках — на 42,4%). По словам официального представителя «Аэрофлота» Михаила Демина, введение ваучеров жизненно важно для отрасли. «Во всех крупных авиакомпаниях, включая нашу, речь идет о сотнях тысяч и миллионах возвратов. Мы уже предложили в качестве альтернативного инструмента быстрого урегулирования систему сертификатов, и пассажиры ее приняли», — заявил Демин.
Объем возвратов только в авиации может достигать около 70 млрд рублей, причем 40 млрд рублей приходятся на «Аэрофлот», заявили источники «Коммерсанта». Сейчас перевозчики неспособны выплатить эти деньги: «Если механизм [ваучеров] не будет легализован, нас всех без исключения ждет радостное банкротство», — заявил собеседник газеты в одной из крупных авиакомпаний. Источники издания заявляют, что ваучеры уже вводят крупнейшие мировые перевозчики, как Lufthansa, Air France-KLM, Ryanair, EasyJet, Emirates и Qatar Airlines — «при полной поддержке авиационных властей».
Введение ваучеров — необходимая мера, хоть и запоздалая, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он считает, что это поможет урегулировать ситуацию. Глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что если рейс отменен, и компания не понесла переменных затрат на перевозку (как топливо, техобслуживание и зарплаты), то речи о ваучерах идти не должно. Но они могли бы быть уместны, если пассажир отказывается лететь неотмененным рейсом из-за коронавируса, добавил Янков.