Государство постоянно совершенствует меры поддержки для бизнеса. Одной из них является создание на определенной территории особых экономических зон (ОЭЗ). Размещенный в ОЭЗ бизнес может пользоваться налоговыми льготами и таможенными преференциями, а также рассчитывать на снижение арендных платежей. Результаты функционирования ОЭЗ говорят о высокой эффективности данной формы поддержки, в связи с чем их число ежегодно увеличивается. Так, в апреле 2024 года в Госдуму был внесен законопроект1 о создании новой ОЭЗ в приграничных регионах (Белгородская, Курская и Брянская области).
Портал ГАРАНТ.РУ проанализировал основные преимущества ОЭЗ, а также требования к их резидентам и подготовил соответствующий обзор.
ОЭЗ: что это такое и в чем их преимущества
ОЭЗ – это определенная территория, на которой действуют особые правила для бизнеса. Статус такой зоны позволяет предпринимателям, открывающим там свое дело, не платить некоторые налоги, арендовывать землю по более выгодной стоимости, получать льготные кредиты и др. На ее территории может быть свободная таможенная зона (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Закон № 116-ФЗ). Например, в Московской области функционирует ОЭЗ “Дубна”. Работающим на ее территории организациям предоставляется пониженная ставка налога на прибыль, освобождение от уплаты транспортного налога и др. Кроме того, там действует и свободная таможенная зона.
Помимо государственных, существуют и частные ОЭЗ. Особенность заключается в размещении таких зон на частных территориях. При этом их резиденты продолжают получать льготы от государства. Первой такой зоной в России является ОЭЗ промышленно-производственного типа “Ступино Квадрат”, созданная в 2015 году. К частным ОЭЗ также относится “Доброград-1” и др.
У резидентов ОЭЗ не должно быть филиалов и представительств за пределами этой зоны. Цели их создания указаны в законе (например, развитие: обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; туризма и санаторно-курортной сферы и др.).
ОЭЗ должны создаваться на участках земли, которые принадлежат к определенной категории – промышленность, энергетика, особо охраняемые природные территории, лесной фонд и др.
На территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные;
- портовые.
Они создаются на 49 лет без возможности продления (п. 15 ст. 6 Закона № 116-ФЗ). После окончания этого срока компании могут продолжать работу, но уже без льгот. Сейчас в России действует 50 таких зон (31 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). Среди них существуют лидеры по инвестиционной привлекательности.
Обратим внимание, что ОЭЗ на протяжении достаточно продолжительного времени продолжают показывать высокую эффективность. Согласно данным Минэкономразвития России, только в 2023 году в ОЭЗ пришли 177 новых резидентов, абсолютный рекорд за все годы – это на 36 больше, чем в 2022 г. и на 20 больше, чем в 2021 г. В 2023 году удвоили годовые показатели частных инвестиций – за 3 квартала 339 млрд руб., когда за весь 2022 год было 197 млрд руб., а за 2021 год 150 млрд руб. Создано более 66 тыс. рабочих мест в ОЭЗ. Мультипликативный вклад ОЭЗ в ВВП за 2022 год оценивается в 888 млрд руб. Важно, что по итогу 2022 года государство окупило все понесенные расходы на ОЭЗ и в 2023 году накопленный положительный эффект для бюджета оценивается в более чем 55 млрд руб.
Кроме того, по словам директора департамента регионального развития Минэкономразвития России Виталия Алтабаева, которые приводит Минэкономразвития России, в России создано 10 туристических ОЭЗ. Сейчас у нас 120 резидентов, которые осуществили 33 млрд инвестиций, создано 2 тыс. рабочих мест. Порядка половины этих результатов обеспечили за последние 4 года – зарегистрировано 52 новых резидента, вложено 21 млрд руб. инвестиций, создано 1 тыс. рабочих мест.
Новинки в законодательстве
Получить статус резидента стало проще
В законодательство об ОЭЗ систематически вносятся изменения. Например, с 1 сентября 2023 года за исключением отдельных положений вступил в силу федеральный закон, которым предусмотрено упрощение процедуры получения статуса резидента зоны. Например:
- бизнес-план заменен на паспорт инвестпроекта, который можно подать в электронном виде. К нему также необходимо приложить финансовую модель (подп. 2 п. 1 ст. 13 Закона № 116-ФЗ);
- сокращен срок изучения поданных потенциальным резидентом документов. Теперь вместо 40 рабочих дней он составляет 15 дней с даты получения заявления, паспорта инвестиционного проекта и его финансовой модели (п. 4 ст. 18 Закона № 116-ФЗ);
- теперь между резидентом ОЭЗ и предпринимателем-нерезидентом можно заключить договор о совместном производстве продукции (подп. 6 п. 1 ст. 2 Закона № 116-ФЗ). Он позволяет стать резидентом ОЭЗ в более короткие сроки: решение в данном случае принимается в течение 5, а не 15 дней (п. 5 ст. 13 Закона № 116-ФЗ). Для подтверждения сотрудничества при подаче заявки в пакете документов должен присутствовать указанный договор, заключенный с резидентом ОЭЗ;
- резидентом ОЭЗ может стать индивидуальный предприниматель (ИП). Это предусмотрено в новых ст. 13.1, 13.2 Закона № 116-ФЗ и др. Таким образом, снижается порог вхождения – теперь преференциями ОЭЗ сможет пользоваться большее количество предпринимателей и др.
Утверждены новые критерии создания ОЭЗ
Согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2024 г. № 156 установлены:
- порядок создания ОЭЗ и изменения ее площади;
- требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ОЭЗ.
Теперь при подаче заявки на резидентство в конкретной ОЭЗ необходимо убедиться, что инвестиционный проект отвечает следующим требованиям:
- соответствует цели развития определенной отрасли экономики. Они указаны в ст. 3 Закона № 116-ФЗ и зависят от типа ОЭЗ. Например, для промышленно-производственных ОЭЗ это развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, а также разработка технологий и производство новых видов продукции;
- определены источники финансирования проекта, а также есть письменное подтверждение готовности реализовать проект. В качестве приложения нужно будет прикрепить документы, доказывающие наличие средств;
- планируемые по инвестпроекту вложения соответствуют минимальным объемам инвестиций:
- не менее 400 млн руб. при строительстве портов и аэропортов на территории ОЭЗ;
- не менее 120 млн руб. для объектов производственной и промышленной сферы, а также логистики и реконструкции инфраструктуры портовых ОЭЗ;
- не менее 50 млн руб. при реализации проекта приоритетных направлений, установленных государственной политикой и связанных с развитием технологий и адаптации экономики к новым условиям.
Указанные объемы установлены для промышленно-производственных ОЭЗ, для других типов их нет.
Если проект реализуется на готовых площадях и с помощью инфраструктуры ОЭЗ, для него не требуются дополнительные участки под строительство, то минимальный объем инвестиций будет составлять не менее 1/3 от указанных сумм.
Количество существующих ОЭЗ планируется увеличить
5 апреля 2024 года в Госдуму был внесен законопроект2 о создании ОЭЗ на территориях Белгородской, Курской и Брянской областей. “Потенциальные расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов от принятия законопроекта в настоящее время оценить невозможно. Вместе с тем принятие законопроекта однозначно положительно повлияет на достижение целей государственных программ РФ”, – указано в пояснительной записке.
Преференциальный режим будет распространен не на все регионы, а на определенные локации, которые определит Правительство РФ. Например, в Белгородской области такой режим будет установлен в г. Шебекино согласно поручению Президента РФ.
По данным Минэкономразвития России поддержку планируется оказать 300 пострадавших компаний, где работает 20 тыс. человек. Будет поддержано 3 категории инвесторов. В их числе предприятия, пострадавшие в результате обстрелов, производства, которые нужно перевезти в более безопасные локации, и бизнес, для которого льготы станут аргументом, чтобы начать новые проекты.
Визовый режим для инвесторов и квалифицированных работников ОЭЗ могут упростить
26 апреля 2024 года началось публичное обсуждение законопроекта, разработанного Минэкономразвития России (ID проекта: 02/04/04-24/00147398), которым предлагается предоставить:
- иностранным инвесторам и членам их семей, вложившим более 50 млн руб. в бизнес на территории ОЭЗ, многократную визу сроком до 3 лет;
- иностранным инвесторам и членам их семей с объемом инвестиций от 50 млн руб. предоставить многократную визу, если они были приглашены главой субъекта РФ;
- многократную рабочую визу специалистам, заключившим трудовой договор или договор подряда с компанией-резидентом ОЭЗ, реализующей инвестпроект объемом не менее 50 млн руб.;
- деловую визу сроком до 1 года иностранным гражданам для проведения переговоров по инвестсоглашениям с резидентами ОЭЗ.
Также в новом законе будет определена доля иностранных инвестиций в бизнесе на территории ОЭЗ. Если закон будет принят, то он может вступить в силу уже в сентябре 2024 года.
Получение статуса резидента ОЭЗ: пошаговая инструкция
Для того, чтобы стать членом ОЭЗ и получить все причитающиеся таким предпринимателям льготы, необходимо выполнить определенные шаги. Необходимые документы указаны в п. 1 ст. 13 Закона № 116-ФЗ. Подать пакет документов необходимо в орган исполнительной власти РФ, где находится зона. Например, в Москве это Департамент инвестиционной и промышленной политики. Отправить документы можно лично, заказным письмом с отметкой о вручении или через госуслуги.
Более наглядно это выглядит следующим образом:
- Зарегистрироваться в качестве юрлица или ИП на территории муниципального образования региона России, где функционирует конкретная ОЭЗ;
- Отправить заявку и пакет документов (паспорт инвестпроекта и финансовую модель) на получение статуса резидента ОЭЗ в соответствующий орган исполнительной власти региона;
- Защитить паспорт проекта на экспертном совете;
- Заключить трехстороннее соглашение с УК ОЭЗ и высшим органом исполнительной власти региона России об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ.
Требования к резидентам могут отличаться в зависимости от типа ОЭЗ. Например, резидентом портовых ОЭЗ может быть только коммерческая организация, а трех других – еще и ИП.
Основные преференции для резидентов
Их можно представить в виде нескольких групп:
- налоговые льготы;
- минимальные административные барьеры;
- развитая инфраструктура;
- льготная аренда и выкуп земельных участков;
- свободная таможенная зона.
Налоговые льготы
Они отличаются в зависимости от конкретной зоны. Например, резиденты ОЭЗ промышленно-производственного, технико-внедренческого и портового типов первые 10 лет после открытия бизнеса могут не платить налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги. Кроме того, предусмотрены льготы по налогу на прибыль. Согласно ст. 284 Налогового кодекса для организаций – резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ.
Минимальные административные барьеры
Режим “одного окна” позволяет минимизировать административные барьеры и сократить количество бюрократических процедур. Органы управления ОЭЗ принимают документы на регистрацию статуса резидента, оформляют земельно-имущественные отношения, организуют строительство и подключают объекты к инженерно-техническим сетям.
Льготная аренда и выкуп земельных участков
Еще одной мерой поддержки резидентов ОЭЗ является их право после получения статуса резидента арендовывать и выкупать землю на льготных условиях. Например, резиденты ОЭЗ “Санкт-Петербург” могут арендовать землю за 2% от кадастровой стоимости в год, а выкупить – за 25%.
Свободная таможенная зона
На территории некоторых ОЭЗ возможен беспошлинный ввоз оборудования, сырья и материалов. Согласно данным Минэкономразвития России режим свободной таможенной зоны действует в следующих ОЭЗ: ОЭЗ ППТ “Моглино”, ОЭЗ ППТ “Тольятти”, ОЭЗ ППТ “Липецк”, ОЭЗ ППТ “Алабуга”, ОЭЗ ППТ “Титановая долина”, ОЭЗ ППТ “Калуга”, ОЭЗ ППТ “Лотос”, ОЭЗ ППТ “Узловая”, ОЭЗ ППТ “Центр”, ОЭЗ ТВТ “Санкт-Петербург”, ОЭЗ ТВТ “Технополис Москва”, ОЭЗ ТВТ “Дубна”, ОЭЗ ТВТ “Томск”, ОЭЗ ТВТ “Исток”, ПОЭЗ “Ульяновск”, ПОЭЗ “Оля”. Кроме того, она действует и в частных ОЭЗ, такой как “Доброград-1”.
Развитие бизнеса на территории ОЭЗ выгодно как для предпринимателей, так и государства. Когда последнему необходимо развить какую-то определенную территорию, оно создает ОЭЗ для привлечения бизнеса и инвестиций. Таким образом получает необходимое развитие определенная территория, которая важна для государства, а предприниматели, работающие в ней, получают широкие возможности для развития уже начатого или открытия нового дела. Кроме того, порог вхождения в ОЭЗ для предпринимателей также корректируется в сторону снижения. Это позволяет большему количеству организаций и ИП стать резидентами ОЭЗ, получать льготы и развивать важные для государства территории. Главным показателем эффективности стало то, что за 2022 год ОЭЗ полностью окупили все вложения в инфраструктуру и все налоговые льготы. Мы уже сегодня на 36 млрд руб. больше заплатили налогов в бюджет, чем было потрачено. Дальше эффект для бюджета будет только мультиплицировать. Мы в ОЭЗ уже видим триллионы руб. инвестиций из шести заявленных, видим огромное количество рабочих мест – почти 70 тыс. Считаем, что это действительно инструмент, который оказался очень востребованным на региональном уровне, – приводит Минэкономразвития России слова заместителя министра экономического развития Дмитрия Вахрукова.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 594949-8 “О внесении изменений в Федеральный закон “О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроектов № 594954-8 “О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” и № 594949-8 “О внесении изменений в Федеральный закон “О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области” и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы
автор Михаил Шичанин
Источник: ГАРАНТ.РУ