6 июня 2007

Необходимо сохранить лицензирование в строительстве

Основным вопросом, волнующим всех профессионалов строительной отрасли, является предстоящая с 1 июля 2007 г. отмена лицензирования в этой сфере. Эта норма была принята Федеральным законом от 26 декабря 2006 г. № 252-ФЗ вопреки мнению органов государственной власти и профессионального сообщества. При рассмотрении проекта закона в федеральные органы власти было направлено свыше 1400 обращений от государственных и профессиональных структур различного уровня, в которых обосновывалась недопустимость принятия «поспешных и непродуманных» норм по отмене лицензирования в строительстве.
Инициаторы введения лицензирования заявляли, что за полгода (т.е. до 1 июля с.г.) будут разработаны и законодательно приняты иные нормы негосударственного регулирования в строительстве, тем самым отрасль будет выведена из сферы государственного регулирования. Сейчас уже очевидно, что по прошествии полугода ни общего законодательства в сфере саморегулирования, ни отраслевого законодательства, ни проведенного эксперимента, ни норм, ни предпринимательских стандартов принято так и не было.
Во вторник, 5 июня, в Центральном доме журналиста состоялась дискуссия на тему «Отмена лицензирования в строительной отрасли: за и против».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель администрации Костромской области в Совете Федерации Василий Дума напомнил, что лицензирование в строительной отрасли как механизм государственного регулирования был введен на начальном этапе вступления России на путь экономических реформ в 1991 г. «Пятнадцатилетний опыт лицензирования показал дееспособность этого механизма в условиях функционирования рыночной модели экономики», – подчеркнул он.
В. Дума считает, что при отсутствии в стране практического опыта саморегулирования необходимо, прежде всего, проведение эксперимента по отработке новых механизмов регулирования в рамках соответствующего правового поля. «Прежде, чем отменять лицензирование и переходить к саморегулированию в этой сфере, необходимо тщательно подготовиться, отработать эксперимент в ряде регионов, тем более сейчас, во время строительного бума, когда в эту отрасль могут хлынуть строительные компании, не имеющие опыта и необходимой материальной базы», – пояснил он.
«Вопрос об отмене лицензирования преждевременный. Идея саморегулируемых организаций требует тщательной проработки. Необходимо разработать необходимые правила и стандарты предпринимательской деятельности, выработать механизмы материальной ответственности», – заключил сенатор
Генеральный директор ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» Александр Толкачев заявил, что правительственная комиссия по законодательству одобрила предложение Минрегионразвития РФ о продлении лицензирования строительной отрасли на год.
Сегодня законодательная инициатива поступила в совет Госдумы. Депутаты должны принять соответствующий закон до конца месяца, так как с 1 июля, как сказано выше, лицензирование должно прекратить свое существование, а на его место прийти саморегулирование, закон о котором до сих пор не принят.
А. Толкачев сообщил, что в строительстве работает более 214000 организаций и индивидуальных предпринимателей.
По его словам, в 2006 г. было построено 50 млн квадратных метров жилья, а «для реализации национальных проектов необходимо строить как минимум 80 млн квадратных метров».
В настоящее время в России в строительной отрасли, по данным А. Толкачева, работает 766 иностранных компаний, имеющих 1158 лицензий. Наибольший интерес к отечественному рынку проявляют компании Турции, Кипра, Германии, Беларуси, Украины.
А. Толкачев заметил, что в 2005–2006 гг. было проверено около 100 тыс. компаний строительной отрасли на предмет соблюдения ими лицензионных требований и условий. Меры воздействия применены почти к 16 тыс. организациям. В судебном порядке аннулировано 302 лицензии.
По словам А. Толкачева, при всех критических замечаниях в адрес лицензирования в строительной отрасли на сегодняшний день в стране создана работающая система лицензирования, обеспеченная законодательной, нормативной правовой и нормативно-методической базой.
Постоянно обновляемая база реестра лицензий Росстроя включает полную информацию обо всех лицензированных участниках российского рынка проектно-изыскательных и строительных услуг, а также о принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности.
«Сейчас идет бурная дискуссия. Есть справедливая критика в адрес лицензирования, есть надуманная, а есть просто политическая игра. По моему мнению, лицензирование свои функции в достаточной степени выполняет», – резюмировал А. Толкачев.
Первый вице-президент Российского союза строителей Григорий Веретельников считает, что «необходимо принять закон о саморегулировании, который удовлетворял бы не тех, кто его вносит, а руководителей строительных организаций».
Саморегулирование, по словам Г. Веретельникова, опасно, если оно не отработано до последней мелочи.
Не отрицая идею негосударственного регулирования в строительной отрасли, участники заседания считают, что без действенных, экспериментально отработанных механизмов контроля, нормативных документов, правил и стандартов переход на саморегулирование будет очередной кампанией, которая дискредитирует способность власти к проведению экономических реформ и саму идею негосударственного регулирования.
В настоящее время в Госдуму внесены два законопроекта, предлагающие заменить лицензирование в строительстве членством в саморегулируемых организациях. По мнению собравшихся, документы нуждаются в существенной доработке.
ИА “Альянс Медиа”

Add Comment