Эксперимент по отмене НДС для компаний сферы общественного питания может начаться осенью и будет продолжаться не меньше года. Об этом заявил журналистам первый вице-премьер Андрей Белоусов в кулуарах ПМЭФ (сообщает ТАСС). По его словам, в эксперименте примут участие 500 компаний, которые уже отобраны ФНС. В случае отмены НДС, по мысли правительства, компании общепита могут пойти на полное обеление.
С Белоусовым согласился глава Минфина Антон Силуанов: «Что сегодня происходит? Предприятия общественного питания, как правило, сетевые рестораны, работают в сером секторе. Заработные платы — 15 000 рублей официантам, поварам и так далее. Мы проведем эксперимент, отберем ряд компаний, которые попадают под эту категорию (компании с выручкой меньше 2 млрд рублей. — Forbes), и посмотрим, насколько они обелятся в смысле зарплаты. Мы готовы пойти на снижение ставки НДС, поскольку сегодня этот бизнес дробится и они работают как малые предприятия».
Прецедент для священной коровы
«Отмена НДС — это настоящий прецедент для нашей страны в целом. Почему-то всегда считалось, что НДС — это эдакая «священная корова», которую ни в коем случае нельзя трогать», — комментирует Сергей Миронов, омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы и основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба».
По его словам, в последние годы на российском ресторанном рынке сложилась сложная ситуация — существующий налоговый режим «по-настоящему душил нашу отрасль». «Основная проблема была в том, что на выходе продукция ресторанов облагалась НДС 20%, в то время как на входе НДС практически не было. Дело в том, что большинство поставщиков у рестораторов ООО (они работают по упрощенке), часть ИП (они также не платят НДС), есть немногочисленные поставщики-сельхозпроизводители (они имеют НДС 10%)», — поясняет Миронов.
НДС для рестораторов превращался почти в налог с продаж, продолжает эксперт. Чтобы выйти из ситуации, у рестораторов было несколько путей: поднимать цены (но это невыгодно), закрывать бизнес или уйти в серую зону, дробя бизнес на множество компаний.
Переговоры федеральных чиновников с рестораторами о снижении НДС шли весь прошлый год. Отрасль сильно пострадала из-за пандемии коронавируса, и бизнесу требовались дополнительные меры поддержки, напоминает Игорь Бухаров, президент Федерации отельеров и рестораторов России.
В марте прошлого года представители ресторанных холдингов передали главе Минэкономики Максиму Решетникову свои предложения по поддержке отрасли. Они предлагали два сценария: ввести специальный режим налогообложения в размере 15% от выручки (за вычетом расходов) или снизить НДС с существующих 20% до 10%. Кроме того, участники рынка просили повысить порог для упрощенной системы налогообложения (УСН) для заведений общепита, работающих по этой схеме, со 150 млн рублей до 800 млн рублей.
Кому не повезло
Сейчас отрасль объединяет более 100 000 предприятий (из них более 10% находятся в Москве), где работает около 3 млн человек, говорит Бухаров. По его оценке, более чем у 80% российских предприятий общепита выручка не превышает 2 млрд рублей в год, а значит, инициатива неизбежно приведет к обелению рынка.
«Новость, безусловно, хороша. В силу специфики ресторанного бизнеса НДС — наиболее несправедливый налог, так как его взаимозачет с поставщиками в большинстве случаев почти невозможен, — радуется Иван Дмитриев, основатель и главный сомелье Why Not Wine Bar & Shop. — А уплата налогов и страховых взносов с фонда оплаты труда — также одно из наиболее критичных финансовых обременений. Все это вынужденно сказывается как на ценообразовании для конечного потребителя, так и на конкурентных возможностях самого бизнеса».
«Замечательная инициатива, которая способствует выведению индустрии из серой зоны. Все хотят жить спокойно и платить налоги, но проблема в том, что ресторанный бизнес не имеет входящего НДС. Путин внес эту инициативу, потому что хочет, чтобы вся индустрия вышла из тени. Это, безусловно, хорошо для компаний с большими оборотами. Я в восторге и хлопаю в ладоши», — говорит Борис Зарьков, основатель и CVO ресторанного холдинга White Rabbit Family.
Но есть и другая точка зрения. «Мы участвовали в процессе работы над этой инициативой, — делится с Forbes основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров. — Делали финансовые модели. Тем удивительнее было для нас и еще двух российских компаний — «Росинтер» и «Шоколадница» — узнать, что на наш бизнес она не распространяется. Как будто бы у нас другая аренда, другой НДС, другие сотрудники. Вся наша вина лишь в том, что мы активно росли и превысили оборот в 2 млрд рублей».
Представители сетей «Шоколадница», «Росинтер», Ginza Project на запросы Forbes не ответили