Минфин разрешил списывать расходы на утилизацию, если она обязательна по закону и есть подтверждающие документы.
Закон требует утилизировать или уничтожать просроченные пищевые продукты. Расходы на такую утилизацию безопасны, если есть первичка.
Компания вправе списать расходы на утилизацию товаров, которая обязательна по закону. Такую позицию высказал Минфин (письмо от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7862).
Расходы на утилизацию прямо не предусмотрены в Налоговом кодексе. Однако перечень налоговых расходов открытый (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК). И если закон обязывает проводить утилизацию, то расходы на нее экономически обоснованны. Значит, компания может учесть их при расчете налога на прибыль, если подтвердит документально, что выполнила процедуру утилизации (п. 1 ст. 252 НК).
Например, закон предусматривает утилизацию или уничтожение пищевых продуктов, по которым истек срок годности (ст. 24, 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ). Санитарно-гигиеническую экспертизу в этом случае проводить не обязательно (постановление Правительства от 29.09.1997 № 1263).
Следовательно, компания вправе включить в расходы стоимость товаров с истекшим сроком годности и расходы на их утилизацию или уничтожение.
Подтвердить расходы можно актом, например по форме № ТОРГ-16, приказом руководителя о списании товаров, договором со специализированной организацией, актом приема-передачи товаров для утилизации, актом уничтожения некачественной продукции.
Минфин не разъяснил, как быть, если компания списывает товары в ситуации, для которой закон не содержит требований об утилизации. Например, морально устаревшие товары. Но раньше чиновники запрещали учитывать такие расходы (письмо Минфина от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332). Поэтому, если компания спишет их при расчете налога на прибыль, есть риск спора с налоговиками.
Источник: https://e.glavbukh.ru/article.aspx?aid=630879&from=panel_soder