Налоговая реформа продлится, судя по всему, еще очень долго. О том, какие трансформации ожидают налоговую систему, рассказал статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
В: Может ли рассчитывать на какие-либо дополнительные налоговые послабления малый бизнес? В частности, по расширению границ, в которых предприятие может пользоваться упрощенной системой налогообложения?
О: Дискуссии в части налоговых послаблений малому бизнесу закончились. Специальная система налогообложения позволяет в два-три раза снизить налоги для малого бизнеса. Повышения предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не планируется. Вместо этого введена ежегодная автоматическая индексация этого порогового значения на уровень инфляции. Такие правила уже действуют.
В: Недавно вы признали, что в нынешнем году наблюдается снижение объемов поступления НДС. Насколько удовлетворительно обстоит дело с собираемостью других налогов?
О: С собираемостью НДС основные проблемы связаны с тем, что мы не в полной мере учли те новации, которые появились в налоговом законодательстве, в частности переход на метод начисления и помесячный зачет НДС по капвложениям. Объем средств, предъявляемых к возмещению, увеличился в большей мере, чем мы рассчитывали. По сбору других налогов у нас сегодня позитивная динамика и особого беспокойства нет.
В: Вы возражаете против идеи прописать в Налоговом кодексе понятие «добросовестность налогоплательщика», зато признаете необходимым зафиксировать законодательно понятие «деловая цель». Начата ли работа над соответствующим законопроектом?
О: Над этим работать нужно, но конкретного законопроекта пока нет. Конечно, такие базовые постулаты, как наличие деловой цели или приоритет существа отношений над формой их юридического оформления, необходимо вводить в российское налоговое право. Но сделать это не так просто. Видимо, первые шаги в этом направлении будут сделаны не на уровне закона, а через обобщение судебной практики, в том числе возникшей в результате того, что Конституционный суд ввел в обращение понятие «недобросовестный налогоплательщик» и передал полномочия по его наполнению в каждом конкретном случае арбитражным судам. Соответствующие рекомендации Высшего арбитражного суда вскоре должны появиться.
В: В рамках принятых мер по совершенствованию налогового администрирования адекватно ли, на ваш взгляд, будут защищены интересы налогоплательщика?
О: Очевидно, что закон, над которым работали почти два года, является результатом многочисленных компромиссов. Налогоплательщики, наверное, рассчитывали на большее, что совершенно понятно, но баланс интересов, как мне представляется, найден. Не так плоха была в плане налогового администрирования и прежняя редакция первой части Налогового кодекса, но теперь она стала лучше, в ней появилось больше процедур, более регламентированы стали взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Однако и сегодня, и завтра налоговое администрирование будет определяться не только законом, но и интерпретацией отдельных его норм, правоприменительной налоговой и судебной практикой. Поэтому не менее важно перестраивать работу налоговых органов в направлении лучшей организации их деятельности и большей регламентации внутренних процедур.
В: Пенсионный фонд недавно вышел с предложением взять в свои руки сбор пенсионных взносов. Как вы относитесь к этой инициативе?
О: Думаю, что у Пенсионного фонда сегодня нет такой мощной службы и технических возможностей, которые есть у налоговых органов. Вряд ли эта идея жизнеспособна.
В: Возражая против идеи снижения ЕСН, Минфин апеллирует к тому, что резервов для снижения нет, отрицая возможность использовать для этого средства стабилизационного фонда. Почему?
О: Использовать нефтедоллары для этой цели было бы неправильно. Всегда остается опасность, что завтра цены на нефть упадут. Что тогда делать государству? Сокращать расходы или повышать налоги? В общем плане вопрос сводится к тому, как должна строиться налоговая система: должны ли ставки налогов отслеживать мировую конъюнктуру или нет. На мой взгляд – нет. Налоговая система должна быть стабильной, потому что, только понимая перспективу, можно вести бизнес. Страна, в которой налоговая система непредсказуема и меняется вслед за ценами на нефть, вряд ли конкурентоспособна.
В: Беспокоит ли вас, что постоянно откладываются сроки начала налоговой амнистии?
О: Нет. Дело в том, что закон очень непростой, в том числе в политическом плане. Обсуждение закона показало, что дискуссии будут продолжаться и они совершенно необходимы. До сих пор, к примеру, законодатели не выработали четкой позиции в отношении того, должен ли человек в рамках налоговой амнистии нести ответственность за нарушения валютного и таможенного законодательства, которые нередко сопутствуют неуплате налогов. Эту задачу сложно решить. Посмотрим, что предложат депутаты.
Что касается сроков, то к конкретной дате мы жестко не привязаны. Если амнистия будет проходить в следующем году, то дату, указанную в базовой редакции законопроекта (доходы, полученные до 1 января 2005 года), нужно скорректировать. Можно сместить ее на 1 января 2006 года. Устанавливать 1 января 2007 года бессмысленно, ведь доходы 2006 года можно декларировать до 1 мая 2007 года.
Хочу особо отметить, что предложенный порядок упрощенного декларирования доходов не требует внесения средств на банковский счет, что позволяет очень гибко подойти к ранее не задекларированным доходам. Даже если такие средства впоследствии были потрачены на приобретение ценных бумаг, недвижимость или роскошную жизнь. Достаточно без указания источника доходов указать их размер и уплатить 13% от этой суммы. Если когда-либо в будущем налоговые или правоохранительные органы обнаружат уклонение от налогообложения, то в пределах задекларированной суммы претензии будут сниматься. Такая индульгенция защитит и от уголовного преследования.
В: Какие изменения ожидают в перспективе налог на прибыль? Отвечая на вопрос о возможности возвращения в налоговую систему инвестиционной льготы, вы взамен льгот напоминаете о необходимости переосмысления амортизационной политики.
О: Амортизационная политика является тем инструментом, с помощью которого правительство даже без изменения законов может достаточно эффективно влиять на инвестиционную активность предприятий. Эта политика уже достаточно либеральна. Все амортизируемое имущество разбито на отдельные амортизационные группы, и применительно к каждой группе налогоплательщик устанавливает срок полезного использования и амортизационные отчисления. Кроме того, есть специальные правила, позволяющие применять повышающие коэффициенты, использовать линейную или ускоренную амортизацию. В этом плане наше законодательство достаточно продвинуто, и у налогоплательщика есть возможность выбирать, каким образом ему действовать.
В случае необходимости состав амортизационных групп может варьироваться, то или иное оборудование может перемещаться из одной группы в другую по решению правительства. Если мы заинтересованы в привлечении определенных передовых технологий, импорте нового оборудования, в том числе отсутствующего сегодня в России, можно пойти значительно дальше, чем просто освободить его от ввозных таможенных пошлин. Можно пойти на то, чтобы уменьшить сроки его амортизации. Эти возможности практически безграничны. Они используются пока не в полной мере, и здесь сокрыт значительный резерв для совершенствования налоговой политики.
ИА “Альянс Медиа” по материалам газеты “Время новостей”