Правительство расширило перечень видов государственного контроля при которых применяется риск-ориентированный подход, включив в него государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. № 864 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля”1). В связи с этим, необходимые изменения вносятся в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны и Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Так, МЧС России предписано с 1 января 2018 года проверять готовность организаций и ИП противостоять природным и техногенным катаклизмам, а также выполнять задачи в сфере гражданской обороны с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с помощью проверочных листов. Причем предмет проверки будет ограничен содержанием контрольных вопросов, содержащихся в проверочном листе.
Для этого деятельности юрлиц и ИП будет присвоена та или иная категория риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности.
К примеру, к категории высокого риска будет отнесена деятельность субъектов, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне либо эксплуатирующих потенциально опасные объекты. А к категории значительного риска – деятельность субъектов, включенных в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо отнесенных к первой категории по гражданской обороне.
В результате, проверки будут проводиться со следующей периодичностью:
для категории высокого риска – один раз в 2 года;
для категории значительного риска – один раз в 3 года;
для категории среднего риска (к этой категории будут относить деятельность ИП и организаций только в рамках государственного надзора в области гражданской обороны) – не чаще чем один раз в 5 лет.
При этом организации и ИП, деятельности которых присвоен низкий риск, проверять не будут вовсе. Решение об отнесении деятельности организаций и ИП к категории риска принимает руководитель территориального органа МЧС России, говорится в документе.
По мнению кабмина, изменения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.
Напомним, перевод контрольно-надзорных органов на работу с применением риск-ориентированного подхода начался в августе прошлого года. Тогда правительством было принято решение с 1 января этого года использовать риск-ориентированный подход при осуществлении санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, а также надзора в области связи, а при проведении иных видов контроля – с 2018 года. Но затем было принято решение осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства также с применением риск-ориентированного подхода уже с 1 марта этого года.
А с 1 января текущего года появился новый порядок проведения плановых проверок надзорными органами с использованием списков контрольных вопросов. Для этого ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) была дополнена п. 11.1-11.5. Проверочные листы представляют собой перечни вопросов, ответы на которые однозначно будут свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении проверяемым обязательных требований, которые составляют предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Источник: http://www.garant.ru/