9 октября 2009

Инновационный малый бизнес – в центре внимания Совета Федерации

К форсированному развитию инновационного предпринимательства призвали участники состоявшегося в Совете Федерации Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации С.Миронове.

Открывая Совет, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов обратил внимание на то, что альтернативы переходу на инновационный путь развития у России нет, и самый эффективный импульс к такому переходу может придать лишь малое и среднее предпринимательство.

В то же время вклад российского малого и среднего предпринимательства в ВВП страны (13-14%) ничтожно мал по сравнению с Европой (50%), США (53%) и Японией (70%).

«Доля инновационного предпринимательства в ВВП России еще меньше – от 1,5 до 3%», – констатировал С.Миронов.

Малый и средний бизнес, по его словам, душится неразумной властной политикой, и особенно завышенной процентной ставкой по кредитам.

«К сожалению, не обеспечивает развития инноваций и вступивший в силу закон о развитии малого и среднего предпринимательства, подзаконные акты по которому до сих пор не приняты», – считает С.Миронов.

Требует улучшения и кредитная система страны: банки должны предпринять особые подходы к инноваторам, упростить процедуру оформления кредита, снизить процентные ставки.

«Нас обнадежило заявление премьер-министра В.Путина о том, что в ближайшие годы процентная ставка снизится до 6%, но сколько пройдет еще времени? Порка она в отдельных случаях превышает 25%», – заметил С.Миронов.

В области малого бизнеса, полагает он, Россия идёт вразрез с развитыми странами мира.

«До конца года будет принят важный закон о микрофинансировании. Сегодня микрофинансовые учреждения руководствуются нормами Гражданского кодекса, действуют порой на свой страх и риск. Важен ввод в действие и венчурного инвестирования, и, конечно же, главного рычага государства – налогового стимулирования инноваций. Давно назрела необходимость ввода налоговых каникул сроком на 3-5 лет для инновационного малого и среднего предпринимательства», – продолжил С.Миронов.

Он считает, что государство должно решить и проблему понизившегося спроса на продукцию малых и средних инновационных компаний. Здесь ведущую роль может сыграть система госзаказа, особенно электронных торгов.

«Крупные предприятия нужно обратить лицом к малым и средним», – полагает С.Миронов.

Пакет из 19 законов в области развития инноваций в России, по его словам, лежит без движения в органах законодательной власти который месяц.. В результате даже наличие в 49 регионах страны собственных законов по инновациям не могут действовать эффективно вне рамочного закона на федеральном уровне.

«Разрушение систему ПТУ чувствительно сказалось на кадровом потенциале инновационных компаний. Инфраструктура инноваций в России страдает от отсутствия единой информационной базы изобретений и внедрений, а также от административного давления на малый и средний бизнес. Если государство хочет развиваться по высокотехнологической, а не сырьевой модели, все эти несоответствия нужно устранить в ближайшее время. Мы не можем довольствоваться старыми путями развития: в этом случае нас оттеснят на обочину цивилизации», – заключил С.Миронов.

Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Наталия Ларионова с цифрами в руках показала, что сектор инновационного предпринимательства по состоянию на 1 июля не только вырос на 1%, но и претерпел внутренние значимые изменения, а именно – малых предприятий стало меньше, зато увеличилось количество средних, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.

«Если бы статистика по микропредприятиям не запаздывала вследствие того, что мы сами, законом освободили их от квартальной отчётности, было бы видно, что этот сектор наращивает и численность, и количество занятых», – отметила Н.Ларионова.

Изменилась, по ее словам, и ситуация в региональном срезе.

«Единственный федеральный округ, где произошел рост числа МП, Уральский. На целых 23% уменьшилось число МП на Дальнем Востоке, и это максимальное падение», – отметила Н.Ларионова.

Число незаконных проверок, запрещенных местными прокуратурами, колеблется, по ее данным, от 90 до 20-40%.

Самая низкая инновационная активность отмечается в секторе предприятий с количеством персонала до 250 человек, и она продолжает снижаться. Зато крупный бизнес с численностью персонала более 1000 человек уверенно наращивает инновации, особенно в секторе экспорта.

Минэкономразвития РФ внесло и добилось утверждения плана поддержки инноваций. Он подразумевает имущественную, финансовую и информационную поддержку инноваторов, создание инфраструктуры инноваций в России.

“В «Фонде Бортника» действует более 20 программ поддержки инноваций, но он пропускает через себя лишь полторы тысячи предприятий в год, борясь еще и за сохранение объемов финансирования. Что касается структуры, создаваемой Минэкономразвития, в Москве и Татарстане мы учредили по 2 венчурных фонда, ведущих общим счётом 34 проекта, отобранных из двух тысяч. Общая сумма финансирования проектов – 1,7 млрд рублей, а общая сумма капитализации этих фондов – 8 млрд рублей, и на оставшиеся 6 млрд ведется поиск подходящих для финансирования проектов. Компании с более крупным оборотом возьмут на поруки 7 венчурных фондов, созданных Российской венчурной компанией (РВК)”, – сообщила Н.Ларионова.

Гранты Минэкономразвития пока не могут выходить за рамки 300 тыс рублей, однако к концу года начнёт действовать широкая сеть гарантийных фондов общей капитализацией до 30 млрд рублей.

«Мы в курсе, что одной из краеугольных проблем инноваторов является дефицит оборудованных помещений, и строим 111 объектов в бизнес-инкубаторах. К сожалению, технопарки представляют собой сверхдорогие проекты – стоимость каждого превышает фактически 1 млрд рублей, и потому технопарков мы строим пока всего два», – заключила Н.Ларионова.

Руководитель Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука) Сергей Мазуренко поведал об успехах агентсва в области развития инноваций в таких областях, как энергосберегающие технологии, нанотехнологии и фармакология с применением нанотехнологий.

«К сожалению, полномочия Роснауки не беспредельны – мы выделяем гранты только до 700 млн рублей. Особые экономические зоны развиваются медленно. Но мы создаем центры коллективного пользования, их уже открыто 76, а также 86 центров трансвертных технологий. Жаль, что эту нашу идею не поддерживает в Минэкономразвития РФ: мы не можем в одиночку отстаивать нужность трансфертных технологий перед Счетной палатой РФ, ФАС РФ и Генпрокуратурой», – заметил С.Мазуренко.

Он выделил успешную работу созданного по инициативе Президента РФ Д.Медведева Российско-Американский совет по высоким технологиям, проведший несколько плодотворных конференций, а также сотрудничество Роснауки с «Фондом Бортника», перспективность раздела научно-технического творчества молодежи в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Александр Карпов анонсировал заседание Правительства Москвы, которое состоится 13 октября текущего года и будет посвящено новой программе поддержки инновационных предприятий в 2010-2012 гг.

«В столичной программе поддержки инноваций предусмотрена процедура специальных конкурсов для инновационных предприятий», – сообщил А.Карпов.

Он поставил перед законодательными властями страны несколько вопросов, которые невозможно пока решить на региональном уровне вне оформления их на федеральном. В частности, беспокойство столичных властей вызывает реализация Федерального закона N217-ФЗ, дающего право учебным заведениям и научно-исследовательским организациям создавать малые инновационные предприятия.

«Бюджетный кодекс, напрямую запрещающий субъектам Федерации финансировать объекты федеральной собственности, нуждается в дополнениях, потому что уже в недалеком будущем реализация закона N217-ФЗ потребует совместного финансирования вузов и НИИ Москвой и федеральным центром. Препятствием на пути реализации закона также может стать вмененная статьёй 17.1 закона «О защите конкуренции» обязанность руководства вуза или НИИ устраивать аукционы на право пользования нежилыми помещениями для каждого малого инновационного предприятия», – считает А.Карпов.

Он также указал на прямые запреты в ряде норм сегодняшнего законодательства по отношению к обустройству и эксплуатации центров коллективного пользования научным оборудованием и помещениями.

«По нашим подсчетам, объем капитала в федеральных фондах поддержки инноваций приблизился к ста миллиардам рублей, это верный знак того, что готовых проектов на эти деньги может не хватить. Во избежание подобного дефицита следует предпринять опережающие меры», – продолжил А.Карпов.

Он также подчеркнул необходимость формировать «длинные» ресурсы для развития инновационного предпринимательства в рублях и на территории России.

ИА “Альянс Медиа”

Add Comment