19 ноября 2020

Имуществу расставили оценки

Предприниматели Удмуртии говорят о трудности оплачивать увеличенный налог после пережитого локдауна

Глава минимущества Удмуртии Анна Боталова на аппаратном совещании рассказала, что в республике «много критики» от бизнеса по увеличению кадастровой оценки имущества. Проведенные исследования позволили властям выявить 2 тыс. объектов, стоимость которых составляла несколько копеек или рублей. Однако собственники коммерческой недвижимости говорят, что это единичные случаи, и кадастровая стоимость все-таки многократно увеличивается из года в год у большинства предпринимателей. В случае сохранения существующей ситуации бизнес-сообщество прогнозирует уменьшение интереса к строительству коммерческой недвижимости, снижение деловой активности и продажу объектов.

Во время подведения промежуточных итогов деятельности в 2020 году на аппаратном совещании министр имущественных отношений Удмуртии Анна Боталова пояснила причины увеличения кадастровой оценки в республике и сообщила, что по этому направлению сейчас «много критики». «В течение трех лет (с 2018 по 2020 годы — “Ъ”) данную государственную кадастровую оценку мы проводили из ЕГРН, это федеральный ресурс. Нам выгружены на проведение государственной кадастровой оценки 1 652 972 объекта недвижимости и земельных участков. Государственная кадастровая оценка обновлена. Вместе с тем увеличение общей кадастровой стоимости связано с тем, что последние туры проводились в 2009 и 2011 годах. То есть увеличение кадастровой оценки у нас произошло по сравнению с 2009 и 2011 годом»,— отметила министр.

По ее словам, с помощью государственной кадастровой оценки стало понятно, что у порядка 200 тыс. объектов ранее не обновлялась кадастровая стоимость.

У нас существуют такие объекты, даже в центре города, их выявили порядка 2 тыс., которые стоили за 1 кв.м. 1 коп., 324 руб., 10 руб. 1,5 коп. Поэтому для создания равных условий для налогоплательщиков данные мероприятия будут проводиться и дальше. Более того, это требование федерального закона»,— пояснила госпожа Боталова.

Она отметила, что исходя из проведения кадастровой оценки, а также существующего регионального закона о налоге на имущество юрлиц, формируется перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр подчеркнула, что в 2021 году планируются поступления по налогу на имущество в объеме более 4,25 млрд руб. В структуре этого налога от перечня объектов за 2018 год поступило 355,5 млн руб., в 2019 году — 638,3 млн. руб, в 2020 — 825,7 млн руб. «Это достаточно существенные цифры и, соответственно, данным правом субъекта мы пользуемся. Эти направления входят в дорожную карту»,— сообщила министр.

Глава Удмуртии Александр Бречалов отметил, что если говорить о коммуникациях с предпринимателями, то необходимо говорить об эффективности. «Стон пошел, как только мы начали пересматривать кадастровую стоимость имущества. Во главе этого всего у нас был тогда, сейчас он уже, я надеюсь, поменял мнение, уполномоченный по правам предпринимателей (Александр Прасолов — “Ъ”), и тоже понятно почему. Но это доходы в бюджет… Вы посмотрите, сколько денег получил бюджет или не тратит бюджет благодаря нашей системной работе, возглавляемой Анной Боталовой. Этих денег нам достаточно для того, чтобы брать сейчас недорогие деньги на бюджетные кредиты, на эти деньги мы можем строить дороги, помогать предпринимателям»,— подчеркнул во время аппаратного совещания глава региона.

Отметим, в Ижевске ставка налога на имущество в 2019 году в отношении административно-деловых центров и торговых центров общей площадью, не превышающей 1000 кв. м. составляет 0,6%, в 2020 — 0,9%, в 2021 — 1,2%. В отношении нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, расположенные в многоквартирных домах или пристроенных к ним помещениях в 2019 году — 0,6%, в 2020 — 0,9%, в 2021 — 1,2%. В отношении иных объектов налогообложения — 2% ежегодно.

По данным “Ъ-Удмуртия” в настоящее время вопрос о возможном пересмотре ставок обсуждается на заседаниях рабочей группы, в которую входят депутаты гордумы, представители администрации города и предпринимателей. К конкретному решению участники пока не пришли, рассказал председатель постоянной комиссии гордумы по экономической политике Дмитрий Никонов.

Управляющий ТРК «Петровский», «Сигма» и Кит» Сергей Жданов рассказал, что по его объектам за последние три года идет ежегодное повышение кадастровой стоимости. «Оно идет не на процент инфляции, а от 7% до 90%. Зачастую кадастровая стоимость получается выше, чем рыночная стоимость. Собственники с завышенной кадастровой стоимостью просят забрать у них этот объект, потому что нет возможности его обслуживать с таким налогом и нет возможности продать за ту кадастровую стоимость, которую поставили. Потому что нет желающих купить объект за такие деньги»,— пояснил господин Жданов.

По его словам, сейчас для собственников недвижимости важно не повышать процент налога, потому что в целом экономика проседает. После ограничения деятельности из-за ситуации с коронавирусом у предпринимателей нет возможности содержать коммерческую недвижимость. «У нас доходная часть снижается, а расходная увеличивается в разы. Как высчитывают кадастровую стоимость, по каким критериям, мне непонятно. По моим объектам разница за квадратный метр где то 29 тыс., где-то 37 тыс. Надо чтобы не было так, что два одинаковых соседних здания имеют разную стоимость. Ты вкладываешь деньги в бизнес, считаешь в налоговую отчисления, а через три года тебе говорят, что ты будешь платить не 100 тыс. руб, а 1 млн руб. Муниципалы ровно три года назад объявили торги на свое имущество, распродали его, а потом повысили кадастровую стоимость. Сейчас, по слухам, говорят, раз не можете оплатить, верните его обратно»,— говорит управляющий ТРК.

Он считает, что если ситуация не изменится, то это может привести как минимум к невостребованности коммерческой недвижимости. Спрос на нее и так падает, говорит участник рынка. Господин Жданов отмечает, что сказаться ситуация может и на строительстве, застройке коммерческой недвижимости будут уделять меньше внимания. «О том, что кадастровая стоимость занижена, я не слышала ни от одного предпринимателя, а о том, что она завышена многократно — слышала. Надо понять, от чего отталкиваться здесь — от кадастровой стоимости или просить снизить процент. У нас ставка налога гораздо выше, чем в других регионах. Малому бизнесу в этом плане сложно, потому что идет двойная нагрузка. Раньше был ЕНВД, там учитывалась недвижимость, за которую платили, можно было вычет взять, а сейчас нужно платить и по новому налоговую цену, отдельно платить налог на недвижимость. Суммы вырастают очень большие»,— говорит руководитель комитета по защите прав предпринимателей Удмуртской торгово-промышленной палаты Наталия Кудрина.

Она отмечает, что предприниматели просят снизить ставку налога до 0,1% хотя бы на этот год и на предыдущий. В рамках рабочей группы будет обсуждаться на какой период понизить налог и на какую ставку.

Большая проблема, что у нас в регионе нет положительных решений судов по перерасчету кадастровой стоимости, все считают по высоким ставкам — и подвальные помещения, и лестничный пролет, для торговых центров ложится тяжелым бременем ставка. Я считаю, что должно быть разумно все, надо садиться за стол переговоров»,— считает Наталья Кудрина.

По ее словам, если ставка не снизится, то многие предприниматели могут закрыться и выставить объекты на продажу.

Руководитель УРО «Опора России» Григорий Стрелков говорит, что предприниматели предлагают поэтапный переход по увеличению кадастровой стоимости. «У нас сразу ввели коэффициент 2. Есть опыт ряда субъектов, где есть переходный период. В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, у предпринимателей возникают проблемы с оплатой налога на имущество. Есть индивидуальные случаи, когда действительно имеются ошибки расчета и предпринимателям увеличивают в 40 раз кадастровую стоимость объекта. В федеральной практике переход на полную ставку в течение двух-трех лет происходит, а не сразу вводится полная ставка»,— говорит господин Стрелков.

По его мнению, если ситуация для собственников коммерческой недвижимости не изменится, то могут уменьшиться поступления в бюджет, от ряда неэффективных помещений будут избавляться, снизится деловая активность, а бремя по трудоустройству людей ляжет на государство.

Председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по экономической политике, промышленности и инвестициям Тимур Ягафаров подчеркивает, что любое увеличение налогового бремени в период, когда экономика в целом и практически каждый предприниматель сталкиваются с проблемами платежеспособности, в разы ощутимее, чем в периоды финансовой стабильности. «Каким сферам требуется поддержка в текущем периоде, кто пострадал от макроэкономических факторов либо наоборот не ощутил тех или иных изменений внешней среды — все это требует постоянного мониторинга и реакции на законодательном уровне республики. Такие механизмы есть. Регионы имеют возможность установления пониженных льготных ставок для отдельных категорий налогоплательщиков. Кроме того, ставка может устанавливаться дифференцированно по годам. Считаю, что данные инструменты, применяемые в том числе в Удмуртии и как раз для коммерческой недвижимости, способны нивелировать негативный эффект от изменений кадастровой стоимости»,— говорит господин Ягафаров.

По его словам, уточнение кадастровой стоимости, ее пересмотр по истечении десятка лет объективно приведет в большинстве случаев к увеличению налоговой базы. Он отмечает, что важен «разумный баланс» между процедурами пересчета кадастровой стоимости недвижимости и снижением негативного эффекта для предпринимателя в виде пониженных налоговых ставок.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4575883

P.S. от Союза: В Курской области ситуация не лучше. Все почему то говорят о приведении региональных законов федеральному. Лукавство. Каждый регион вправе не только регулировать коэффициенты, но и определять льготную категорию, которая от этого налога освобождена (путем ограничения размера площади). Не в Удмуртии, не в Курской области этого не сделано. Необходим баланс государственных и частных интересов. Бизнес вновь никто не спросил. А Уполномоченные, которые этим должны заниматься, трепещут перед Губернаторами на своих государственных должностях и волнуются лишь за свои бизнесы. У общественников мнения не спрашивают. Согласительные комиссии не работают. А жаль!