23 марта 2007

Чиновники решили проверять малый бизнес без “одиночных походов”

Как заявил на днях первый заместитель главы МВД Александр Чекалин, правоохранительные органы намерены свести на нет факты поборов при проверках предприятий розничной торговли. “Одиночных походов, междусобойчиков не станет, проверки будут проводиться комплексно, силами органов внутренних дел, Роспотребнадзора, Росздравнадзора во главе с Федеральной миграционной службой”, – пообещал заместитель министра. По его убеждению, это поможет положить конец привычным чиновничьим поборам: в ходе комплексной инспекции проверяющему и проверяемому намного сложнее “договориться”.
“Выработать единые для всего бизнеса правила проверок и выстроить четкую координацию между контрольными структурами” предложил в свою очередь и председатель Счетной палаты Сергей Степашин.
Розничная торговля – это, по разным оценкам, от 70 до 80 процентов всех малых предприятий России. Специалисты уверены: бесконечные проверки остаются для этого сектора экономики одной из самых болезненных проблем. В конце прошлого года организация малого и среднего бизнеса ОПОРА России совместно с ВЦИОМом провела масштабный опрос предпринимателей. Увы, более 60 процентов из них отметили, что в их регионе распространена практика “решения проблем” с помощью незаконных выплат чиновникам. Иного мнения придерживается лишь десятая часть респондентов. Оценка, отмечают исследователи, практически повторяет ситуацию 2005 года, то есть изменений к лучшему за год не произошло.
В среднем предприниматели тратят на незаконные выплаты чиновникам примерно 9,6 процента среднемесячной выручки фирмы. Причем за прошлый год этот показатель вырос с 8,5 до 9,6 процента. И наконец, по сравнению с 2005 годом доля предпринимателей, которые ничего не тратили на незаконные выплаты, снизилась с 26,4 до 22 процентов.
Фонд “Либеральная миссия” под руководством Евгения Ясина получил в ходе аналогичного исследования не менее унылые результаты: выплаты чиновникам в среднем составляют для московских предприятий малого бизнеса около 10 процентов выручки, причем на некоторых предприятиях они достигают 60 процентов (!). Примерно 40 процентов этих денег уходит в налоговую инспекцию, столько же – в другие ведомства. Оставшаяся часть в основном отходит МВД.
Лидируют по вмешательству в предпринимательскую деятельность органы МВД, налоговая инспекция и Роспотребнадзор. За ними следуют Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, пожарные, санитарно-эпидемиологическая служба, инспекция по торговле, энергетический надзор.
– На некоторых, особо “несчастливых” предприятиях, как государственных, так и частных, для работы проверяющих выделяются специальные кабинеты, которые никогда не пустуют. Уходит Счетная палата – приходит Росфиннадзор. Уходит Росфиннадзор – приходит Генпрокуратура, МВД, ФСБ, налоговики, пожарные, санэпидемнадзор, Митволь, – констатирует Сергей Степашин.
Напомним: еще в августе 2001 года в России был принят закон, в соответствии с которым любой государственный орган может проводить плановые инспекции предприятий не чаще чем раз в два года. А вот количество внеплановых инспекций не ограничено. “ОПОРА России” констатирует: 75 процентов предпринимателей подвергаются проверкам различных органов государственного контроля по нескольку раз в год, в том числе 30 процентов – раз в месяц и чаще.
Сплошь и рядом контролеры даже формально ничего не проверяют. Просто берут деньги “по факту прихода”. Татьяна, заместитель директора московского торгового центра, рассказывает: “Каждый месяц к нам приходят пожарные и санитарно-эпидемиологическая служба. Администрация без разговоров отдает им положенные 200 “зеленых”. Так намного проще, ведь если контролеры захотят, они могут придраться к чему угодно. С системой бороться бесполезно”.
Инициатива МВД воспринимается с немалой долей скептицизма и по другой причине. В августе 2005 года вступила в силу внутриведомственная инструкция МВД “О порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности”, в которой проверки были регламентированы подробнейшим образом. По замыслу разработчиков, документ должен был оградить предпринимателей от произвола. Но…
В том же августе бывший Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов подписал приказ “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности”. Особое внимание приказ требовал обратить на “недопустимость взимания чиновниками платы с предпринимателей за проведение контрольных мероприятий”. Эксперты удивились тогда, что для уголовного преследования персонажей, злоупотребляющих должностным положением, не хватило норм Уголовного кодекса и потребовался специальный приказ Генпрокурора. Увы, ничего не изменил и этот приказ.
Новые инициативы МВД эксперты и сами предприниматели оценивают по-разному.
“Меры, о которых говорит Чекалин, означают, что мы маленькими шажками ползем к цивилизованному обществу. Проверяющие никуда не денутся, но есть надежда, что их давление ослабнет, – говорит директор универсама Вадим. – Даже совершенно благополучные фирмы и фирмочки вынуждены тратить на проверки большие людские ресурсы и время. А время – деньги. Концентрация проверяющих органов – явление положительное”.
– Изменения несущественны. Психологию чиновников не изменишь, даже при усиленном контроле они будут брать взятки, – сказал “РБГ” Николай, владелец нескольких табачных киосков. – Пока мы не поборем коррупцию, в любом надзорном органе этот самый коррупционер всегда найдет себе место. И все равно, командой они придут или это будут отдельные мелкие службы.
– Главная проблема – не количество проверок и проверяющих, а непрозрачность их работы, – говорит юрист Галина Василенко. – Комплексная проверка хорошо, но помимо “объединившихся” ведомств есть еще и другие, и их контролерам тоже несть числа. Инициативы МВД – полумера. Нужна жесткая регламентация всего процесса.
Кстати, именно с этой целью Сергей Степашин предлагает сегодня разработать федеральный закон “О государственном финансовом контроле”. Помимо этого, по мнению председателя Счетной палаты, при президенте России необходимо создать специальную консультативную структуру. Кроме разработки единого плана проверок, задачей новой организации могло бы стать разъяснение оснований и правил их проведения. Это необходимо, чтобы бизнесмены не воспринимали визиты разного рода ревизоров как “наезд” государства или заказ конкурентов, подчеркнул главный аудитор страны. Организации, которые успешно пройдут комплексную процедуру проверки, смогут получить “контрольные каникулы” сроком на 2-3 года.
Специалисты надеются, что проблему проверок и проверяющих в какой-то степени поможет решить и принятие нового федерального закона “О торговле”. Правда, сегодня он находится лишь в стадии выработки концепции – в министерстве экономического развития и торговли сформирована специальная рабочая группа. Тем не менее обнадеживает, что помимо чиновников и экспертов в ее состав вошли представители таких заинтересованных организаций, как “ОПОРА России”.

ИА “Альянс Медиа” по материалам Российская газета

Add Comment