11 ноября 2020

Жалоб на всех не хватает Минэкономики расширит эксперимент по досудебному оспариванию действий контролеров

 

В эксперимент по досудебному обжалованию решений органов контроля и надзора, запущенный в августе 2020 года в трех ведомствах, могут в ближайшее время войти новые участники, следует из проекта постановления правительства, подготовленного Минэкономики. Ведомство рассчитывает, что с 2021 года к эксперименту поэтапно присоединятся сразу 16 ведомств. Предполагается, что досудебная процедура снизит их издержки на судебные разбирательства, разгрузит сами суды и позволит доработать механизм перед его внедрением для отдельных видов контроля.

Белый дом намерен масштабировать эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольно-надзорных органов, следует из разработанного Минэкономики проекта постановления правительства (есть у “Ъ”). Как указано в пояснительной записке к проекту, вопрос о вовлечении в эксперимент новых участников рассматривался в октябре на совещании у вице-премьера, главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. О готовности принять в нем участие сообщили 16 ведомств, в том числе Минпромторг, ФНС, Росреестр, Роспотребнадзор, Росаккредитация и Ростуризм.

Напомним, что механизм досудебного обжалования контрольно-надзорных претензий госорганов был запущен в пилотном режиме в августе 2020 года для внедрения практики досудебного урегулирования в работу органов власти в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Так, в эксперименте уже участвуют МЧС, Росздравнадзор и Ростехнадзор. В случае несогласия с их решениями (например, о назначении проверки) или предписаниями об устранении нарушений бизнес может подавать жалобы через портал госуслуг. По результатам эксперимента к июлю 2021 года правительству предстоит определить виды контроля, для которых досудебное обжалование станет обязательным, при этом с 2023 года бизнес уже не сможет обжаловать решения контролеров в суде до прохождения досудебной процедуры (см. “Ъ” от 21 октября) — это, в частности, должно избавить и суды от рассмотрения потока рутинных жалоб.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4566109