20 мая 2021

Жадные ритейлеры – в чем жадность

Выступая в Госдуме на прошедшей неделе, Михаил Мишустин, назвал причину роста цен на потребительские товары – это жадность ритейлеров и производителей, их желание нажиться на ажиотажном спросе. Премьер-министр также заметил, что у кабмина будет возможность обуздать аппетиты предпринимателей. Мы попросили прокомментировать пассаж в Думе Александра Мышинского, владельца петербургской торговой сети “Реалъ” (75 филиалов в Петербурге и Ленинградской области).

 
Александр Мышинский, владелец сети продуктовых магазинов “Реалъ”
 

Видимо, на этот раз ритейлеры и производители назначены козлами отпущения в связи ростом цен, который не могут обуздать. Нормы наценок, которые отпускают нам поставщики, как ритейлерам, это всего 30%. Ни них мы должны содержать помещения, где идет торговля, платить персоналу заработную плату, налоги, взносы и так далее. Специалистам понятно, что чистая прибыль, которую удается получить ритейлу в последнее время – это всего 1-2%. Усредненная наценка при существующей норме прибыли для обеспечения деятельности предприятия – должна быть 25%. И если ограничивается наценка по одним категориям, она должна быть увеличена по другим. На потребительскую корзину вцелом наценка минимальная – 10%. На бананы, например, даже отрицательная, на продукцию “Пискаревского комбината” – 10%.

При этом мы видим, как множество небольших сетей закрывается, положение торговли, если это не федеральные операторы, уже критическое. Нельзя не принять во внимание, что цена на персонал в постковидные месяцы также существенно выросла. Многие гастарбайтеры уехали и не вернулись в Россию, затраты на сотрудников увеличились на 10%. Плюс инфляция. Все прошли сейчас эту стадию, когда линейный персонал стал стоить дороже, потому что все ушли в курьеры. Это все также сокращает прибыль “жадных ритейлеров”.

Дорожает сахар, масло – это все биржевой товар, за ними пытается следить правительство, дорожает кондитерская продукция, в состав которой входят сахар и масло. Сельхозпроизводители в свою очередь могут сказать, что килограмм семечек теперь стоит 130 рублей, при себестоимость в 65 рублей. Но о том, что растут цены на семечки, нигде не говорится. А ведь это влияет на производство и цены на растительное масло. И картошка от поставщиков подорожала в 2 раза. Зато мы много слышим о сдерживании цен. Что же делать в этой ситуации ритейлерам, особенно, небольшим, региональным.

При этом земли в России немеряно, но никто не хочет вкладываться в сельское хозяйство – это чересчур рискованно, связано со множеством препятствий, они на слуху, к успеху пришли единицы.

По опыту своих заграничных поездок, могу сказать в сказать, что наши цены – все-таки гораздо дешевле мировых, особенно по нынешнему курсу. Молоко в Америке стоит 3 доллара за галлон, это примерно 65 рублей за литр, если пересчитать, на нашу тару (галлон – около 4 л), яйца стоят 130-150 рублей за десяток, у нас – опять же, дешевле. Курица стоит 5 долларов за кило, в Европе – примерно, также – 5 евро за кило.

Но в США и Европе у населения – другие доходы, поэтому для них затраты на еду не всегда составляют существенную часть бюджета большинства населения. А у нас еще составляют – для очень многих семей.

Власть следит за тем, чтобы производители не гнали за бугор те же семечки, вводя заградительные пошлины. Но курс рубля делает переработку семечек и производство масла здесь – на грани рентабельности.

Если вернуться к жадности ритейлеров, то за последний год затраты на один чек супермаркета увеличились, наценка уменьшилась, прибыль снизилась. Не вижу причин нас наказывать, как обещал премьер.

https://www.svoedeloplus.com/post/zhadnye-riteilery-v-chem-zhadnost