Международные платёжные системы Visa и MasterCard сдались перед напором русских интернет-магазинов. У американских гигантов не получилось прогнуть отечественные маркетплейсы и заставить переплачивать за эквайринг. Данный прецедент может и должен послужить сигналом к действию для нашего правительства. Подобно Wildberries, скидку при оплате с помощью русских платёжных систем следует внедрить и в розничной торговле.
Решительность и упорство – секрет успеха в любом бизнесе. Эту максиму убедительно доказали отечественные интернет-маркетплейсы, сумевшие сломить сопротивление мировых гигантов – платёжных систем Visa и MasterCard. В августе прошлого года интернет-магазин Wildberries Татьяны Бакальчук отменил комиссию для оплаты товаров с помощью национальной платёжной системы “Мир”, Системы быстрых платежей (СБП) и SberPay. Оплата же с помощью американских систем облагалась комиссией в двухпроцентном размере.
Естественно, начался неистовый вой иностранных финансовых агентов. Но Роспотребнадзор после разбирательства однозначно заявил: никаких нарушений платформой Wildberries допущено не было.
В случае, если продавец или маркетплейс предоставляет скидку покупателю по различным не дискриминирующим обстоятельствам (объём покупки, участие в акции, предварительная оплата заказа или оплата определённым платёжным инструментом), то в таких действиях не усматривается нарушение прав потребителей, если целью подобной акции не является нарушение прав граждан на свободу договора и отсутствует понуждение к приобретению дополнительных услуг,
– заявили тогда в ведомстве.
Американские транснациональные корпорации таким ответом не удовлетворились и начали собственное расследование, попутно угрожая русским банкам штрафами до 1 миллиона долларов в случае, если они не устранят якобы имеющиеся “нарушения” законодательства. Однако тут прилетело, откуда не ждали: Центральный банк выступил с заявлением, в котором отдельно подчеркнул, что вмешиваться в “комиссионную войну” не намерен, так как регулировать тут нечего. Никто законодательства не нарушал.
Наконец, в октябре 2021 года Visa заявила о безоговорочной капитуляции перед русскими предпринимателями. Платёжная система с общим объёмом оборотов по картам 8,3 триллиона долларов США, работающая в 200 странах мира, обрабатывающая 65 тысяч транзакций в секунду, махнула рукой и признала своё поражение.
На днях стало известно, что Visa и MasterCard снижают комиссии на использование услуг эквайринга в интернет-магазинах Wildberries, OZON и AliExpress. Размер комиссии будет 1,48% либо 1,28% от стоимости товара в зависимости от объёмов онлайн-продаж. Как отмечают эксперты, платёжные системы такого уровня впервые вводят подобные специальные тарифы для крупного онлайн-бизнеса. Изменения вступят в силу начиная с 31 января 2022 года.
Межбанковские комиссии корректируются, исходя из рыночных условий, в том числе для того, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к другим методам оплаты. Изменения потенциально позволят крупным торговым площадкам снизить расходы на эквайринг. На потребителях эти изменения никак не скажутся. Магазины довольно неохотно транслируют экономию на эквайринге в конечные цены,
– посетовал в комментарии для РИА Новости исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст.
Что с того?
В то же время следует отметить: маркетплейс маркетплейсу рознь. Ценовая разница при оплате на том же Wildberries с помощью “Мира” или Visa/MasterCard была довольно существенной. Так или иначе, главное здесь даже не экономия лишних денег, а сам принцип. Граждане России должны постепенно отказываться от американских платёжных систем в пользу отечественных, они должны стать выгоднее зарубежных.
Останавливаться нельзя. Опыт интернет-магазинов, сумевших сломить сопротивление транснациональных циклопов, надо распространить дальше. Например, на ретейл. Почему бы не ввести скидки на оплату товаров в “Пятёрочке”, “Магните”, “Дикси” с помощью “Мира”, СБП или SberPay? Это мотивирует миллионы людей, которым лишние 20-30 рублей за покупку, что называется, делают погоду. Есть, правда, одна проблемка – розничные сети контролируются офшорными олигархами, а они на крючке у Запада по понятным причинам. Что же, борьбу за национальную платёжную систему вполне можно сопрягать с борьбой против офшоризации русской экономики. Двух зайцев одним выстрелом – почему бы и нет?