В пятницу, 6 июля, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект о «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Напомним, что данный документ призван прийти на смену устаревшему 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», действующему до сих пор. Новый закон является рамочным и регулирует деятельность микро-, малых и средних предприятий на территории РФ. Одним из нововведений является включение в законодательство четких понятий микро-, малого и среднего бизнеса с учетом двух основных критериев: численности работающих и выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. Так, с учетом критерия численности к микропредприятиям относятся компании, в которых работает не более 15 человек, к малым – не более 100, к средним – не менее 101 и не более 250 человек. Предельные размеры критерия выручки, наиболее дискуссионной нормы законопроекта, устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований данного сегмента рынка. Однако, как ранее сообщала председатель Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина, до сих пор такое масштабное исследование на правительственном уровне не проводилось. На сегодняшний день достигнута договоренность с правительством о скорейшем установлении этих предельных размеров, однако пока можно рассчитать этот критерий исходя из данных исследования Торгово-промышленной палаты, отметила зампред Думского комитета. В этом случае критерии будут приближены к европейским и составят: для микробизнеса – 65 млн рублей, для малого бизнеса – 250 млн рублей, для среднего – 1 млрд 550 млн рублей. Законопроект предусматривает оказание субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также поддержки инновационного и производственного бизнеса и предпринимательства в сфере ремесленничества. Одним из наиболее важных моментов имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства должно стать формирование на региональном и муниципальном уровнях соответствующих фондов. Для предоставления этого права субъектам РФ и муниципалитетам необходимо внести изменения в 184-ФЗ (о компетенции субъектов РФ) и 131-ФЗ (о компетенции органов местного самоуправления). Два соответствующих законопроекта уже разработаны депутатами ГД, направлены на согласование в регионы, и ожидается, что на рассмотрение Думы они будут вынесены уже в сентябре. Кроме того, законопроектом предоставляется право субъектам и муниципалитетам вести реестры малых и средних предприятий – получателей поддержки. Хотя бизнес-сообщество было заинтересовано в формировании таких реестров по принципу Реестра субъектов малого предпринимательства г. Москвы, то есть в них должны были на добровольной основе вноситься сведения о любых малых и средних компаниях, тем не менее в итоговой редакции законопроекта была сохранена правительственная версия этой статьи. Как пояснила Е.Панина, такие реестры будут способствовать повышению прозрачности предоставления господдержки малым и средним предприятиям, но не будут вынуждать их регистрироваться дважды: в налоговых органах и реестрах. При федеральных органах исполнительной власти, наделенных полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, могут быть созданы координационные и совещательные органы в области развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, такие органы могут быть созданы при региональных структурах исполнительной власти и при органах местного самоуправления. В ходе обсуждения итоговой редакции законопроекта депутаты хоть и заявили о своей несомненной поддержке этого документа, тем не менее высказали ряд критических замечаний и по поводу подготовки самого закона, и по поводу обстановки в стране в целом. Так, депутат Анатолий Локоть (КПРФ) заявил, что Дума четвертого созыва фактически ничего не сделала для развития малого бизнеса. По его мнению, принимаемый закон является «декларативным и рамочным», но даже несмотря на это фракция КПРФ поддерживает его. Он высказал сожаление в связи с отклонением поправки, связанной с предоставлением малому и среднему предпринимательству преимущества при выкупе арендуемых помещений. А.Локоть призвал депутатов поддержать законопроект, касающийся предоставления МСП этого права: данный документ уже долгое время находится на рассмотрении Комитета ГД по собственности. Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что «если в РФ не будет малого бизнеса, то не будет и нормальной экономики». Причина, по которой в стране долгое время не уделялось пристального внимания малому бизнесу, по его словам, состоит в том, что «кто-то не хочет, чтобы в России была независимая социальная группа, которая не была бы привязана к государству». По мнению В.Жириновского, задержки с принятием закона о развитии МСП привели к тому, что «не была разрушена монополия чиновников». Депутат призвал разработать специальный закон о чиновничестве, который сделал бы более открытой их деятельность. В целом, подчеркнул В.Жириновский, «закон о развитии малого и среднего предпринимательства – самый важный, главный для России». «Дайте свободу человеку, пусть занимается чем хочет. Тогда экономическая сфера станет свободной», – заявил лидер ЛДПР. По итогам обсуждения законопроект был принят в третьем чтении: за него проголосовали 414 депутатов, «против» и воздержавшихся не было. /Альянс Медиа, 06.07.07/
9 июля 2007
ЗАКОН О РАЗВИТИИ МСП ПРИНЯТ В III ЧТЕНИИ
Вам будет интересно
Как восстановиться в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
29.08.2024
Лишний билетик не найдется?
11.09.2018
Коронавирус. Динамика. Курская область
12.10.2020
До конца года пересмотрят размер комиссий по эквайрингу
10.04.2019
Бизнесу дадут стимулы для работы со стартапами
10.11.2016
Бизнес просит отложить новые требования по учету интернет-рекламы
18.05.2022