10 мая 2023

Все маркетплейсы работают в убыток, кроме Wildberries. Разбираемся почему

Почему такие гиганты как Ozon, Сберемегамаркет, Я.Маркет на протяжении многих лет в минусах в то время как ВБ купается в деньгах? Заглянем в финансовые отчеты топ-5 маркетплейсов.

Приветствуем, с вами команда Hooglink e-commerce, мы ведем телеграм-канал об аналитике товарного бизнеса. У нас цифры и факты. Заходи!

Мега компании с огромными 11-значными цифрами в бюджетах, большой командой профессионалов, которые прорабатывают стратегию развития все еще в убытках?

Почему так происходит? Давайте разбираться.

Озон

Как видим, за 2022 год чистый убыток Ozon – 58,2 млрд рублей. Из них около 10,2 млрд из-за пожара на складе в августе 2022 года.

За 2021 год – 56,8 млрд рублей, за 2020 год – 22,3 млрд. Т.е., за 3 последних года убытки только увеличились.

Озон постоянно инвестирует в логистику, маркетинг и т.д.

 
отчетность Озона на сайте sec.gov
 
Сбермегамаркет

В конце 2021 года залез в минуса на 9 млрд рублей, а по итогам 2022 года нырнул вниз на ещё на 10 млрд, отчитавшись об убытках 19 млрд рублей.

 
отчетность Сбермегамаркета на сайте bo.nalog.ru
 
Алиэкспресс Россия

Тоже везде минуса. По итогам 2022 года – 11,7 млрд рублей, а за 2021 год -14,3 млрд.

 
отчетность АлиЭкспресс Россия на сайте bo.nalog.ru
 
Я.Маркет

Входит в бизнес-группу компании Яндекс. По итогам первого квартала она зашла в минус на 10,8 млрд рублей.

 
отчетность Яндекс
 
Вайлдберриз не такой

В отчетности ВБ с первого взгляда всё замечательно. Чистая прибыль за 2021 год – 14 млрд рублей. А за 2022 год – 10 млрд.

 
отчетность Вайлдберриз на сайте bo.nalog.ru
 

Получается, ВБ – самый крутой маркетплейс, который всех переиграл на своем рынке? Спойлер: нет.

 
 

Чуть позже объясним почему. А пока ответим на следующий вопрос.

Почему маркетплейсы увеличивают свои расходы, несмотря на убытки?

Дело в том, что маркетплейсы играют в долгую, тратят колоссальные суммы для привлечения новых пользователей и инвестиций в инфраструктуру. Пока рынок растет, задачи зарабатывать нет ни у кого (кроме Wildbberies)

Например, расходы того же Озона на продажи и маркетинг взлетели на 174% в период 2020 – 2021 гг из-за инвестиций в привлечение клиентов. Затраты на доставку и все, что ее сопровождает увеличились более, чем в 2 раза из-за инвестиций в развитие инфраструктуры.

Цель подобных трат маркетплейсов — захват доли рынка. После, маркетплейс чувствует, что уже можно потихоньку вешать расходы на своих пользователей. Так и генерируется прибыль.

 

У нас уже есть исторический образец маркетплейса в виде Амазон, который до 2003 года также находился в гигантских убытках.

2000 г – 1,4 млрд $,

2001 г – 567 млн $,

2002 г – 149 млн $

 
отчетность Amazon на сайте sec.gov
 

После 2003 года пошла прибыль, когда рынок был практически захвачен. Но пошла она не за счет маркетполейса, а за счет побочных продуктов Амазон. Затем в течение многих лет постепенно внедрялись более жесткие условия для селлеров. Копировались топовые товары (например, в США Amazon захватила рынок батареек, предложив на 30% более дешевый аналог Duracell и Energizer), внедрялась внутренняя реклама на площадке и подписной сервис Amazon Prime.

После чего основной бизнес Амазон стал прибыльным.

WB

ВБ, похоже, что вдолгую играть не хочет. Он уже считает себя лидером рынка, поэтому решил заработать как можно скорее. Вместо того, чтобы внедрять технологические решения, WB перекидывает штрафы. Убытки распределяются между продавцами, ПВЗ и покупателями. Чего стоят последние скандалы – когда WB пыталась в суде доказать, что клиент должен платить за возврат бракованного товара.

Тотальная роботизация

Руководители крупных маркетплейсов, будь то Ozon или Amazon, делают ставку на тотальную роботизацию. Ведь тогда можно будет выкинуть из уравнения человеческий фактор и не платить зарплату кожаным мешкам, обслуживающим систему. Это поможет компаниям быстро выйти в желаемую прибыль.

В краткосроке роботизация обходится дорого. В долгосрок – должна дать мощный буст.

Тот же Амазон уже с 2012 года использует на своих складах роботов. В 2014 году Amazon купил производителя роботизированной техники Kiva Systems за 775 млн долларов и назвал его Amazon Robotics.

 

Его примеру последовал Озон и запустил свою робототехническую лабораторию. В 2021 г. представитель компании заявил, что роботизация — это часть плана развития логистической инфраструктуры, в которую в 2021 году Ozon вложит около 25 млрд руб.

Вайлдберриз за последний год заработал 10 млрд за счет продавцов и покупателей. Скорее всего, маркетплейс будет продолжать перекидывать на них расходы, чтобы максимизировать свою прибыль.

https://vc.ru/trade/689697-vse-marketpleysy-rabotayut-v-ubytok-krome-wildberries-razbiraemsya-pochemu