Суд напомнил, что за адекватностью цен должен следить продавец, а не покупатель
О чем речь. В 2019 году жительница Москвы купила в интернет-магазине холодильник за 510 ₽, заказала доставку за 600 ₽ — и полностью оплатила покупку. Оказалось, на сайте была ошибка — когда магазин обнаружил ее, он аннулировал заказ и вернул деньги покупательнице.
Москвичка подала на магазин в суд и потребовала исполнить договор, а также заплатить штраф за неудовлетворение требований покупателя добровольно и возместить моральный вред. Районный суд подтвердил, что продавец нарушил права женщины, но лишь тем, что разместил недостоверную информацию. Суд отказался принуждать магазин продавать холодильник за 510 ₽.
Районный суд решил, что если цена на сайте продавца очевидно отличается от рыночной цены и продавец не указал конкретный размер скидки, покупатель должен уточнить стоимость перед покупкой. Суды еще двух инстанций согласились с таким подходом.
Что случилось. Верховный суд определил, что продажа холодильника за 510 ₽ была законной. Фиксация цены сделки происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином. Договор считается заключенным, если заказу присвоен номер, который позволяет потребителю получить информацию о договоре купли-продажи и его условиях. После этого продавец уже не может изменить цену договора в одностороннем порядке.
ВС счел, что предложение о продаже холодильника за 510 ₽ было частью публичной оферты и содержало все существенные условия договора. Несмотря на мнение судов трех инстанций, покупатели не обязаны уточнять цену товара перед покупкой, даже если она подозрительно низкая.
ВС направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Что это значит для бизнеса. Верховный суд высказывает такую позицию не впервые и еще в прошлом году закрепил ее в п. 3 Обзора споров по защите прав потребителей от 18.10.2023. Поэтому интернет-магазинам нужно тщательно следить за корректностью цен на сайте, иначе можно потерять десятки тысяч рублей — суд в такой ситуации не поможет.