28 декабря 2022

Возвращение к тандемной организации власти и сокращение чиновников – в Курской области завершили реформу правительства

О завершении формирования правительства региона губернатор Роман Старовойт заявил на еженедельном оперативном совещании. Как отметил господин Старовойт, сегодня в администрации, включая все ее подразделения, работает 1221 сотрудник.

Губернатор справился с этой задачей до конца 2022-го. Последние назначения уходящего года: заместителями председателя правительства стали Александр Чуркин и Оксана Крутько, которые занимали должности заместителей губернатора Курской области. Господин Чуркин курирует представительство региона при правительстве Российской Федерации. В подчинении госпожи Крутько находится Министерство цифрового развития. Кроме того, Михаил Аксенов продолжит руководить промышленностью, торговлей и предпринимательством в статусе министра.

Об административной реформе и создании министерств заговорили в 2022 году. Депутаты облдумы поддержали законопроект об изменении Устава региона 15 июля. Высшим органом исполнительной власти стало правительство Курской области. В нем сформировано 17 министерств: 16 являются правопреемниками профильных комитетов, еще одно преобразовали из туристического ведомства.

«К 1 января следующего года региональное законодательство должно полностью соответствовать новому федеральному закону № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который и предусматривает, что высшим органом исполнительной власти регионов должно быть правительство. То есть переход на правительственную модель в Курской области – это действительно выполнение федеральной нормы. Здесь Роман Старовойт абсолютно точен в своих оценках. Но мне кажется, выполняя эту федеральную норму в регионе, губернатор решил заодно сформировать систему управления, которая для него станет оптимальной и к которой он долго шел, в том числе путем проб и ошибок, с конца 2018 года, когда он был назначен врио губернатора», – считает политолог Владимир Слатинов.

Возглавил вновь созданное правительство его председатель – первый заместитель губернатора. Этот пост еще в августе занял Алексей Смирнов. Эксперт назвал наличие этой должности главной особенностью новой администрации, отличающей ее от моделей управления в других регионах, отметив, что это своеобразное возвращение к тандемной организации власти, которая уже была в Курской области при покойном Александре Михайлове и председателе правительства Александре Зубареве.

«Многие противники Старовойта говорят о том, что, назначив председателя правительства, он снял с себя ответственность или старается ее уменьшить. Это наивное суждение. Дело в том, что Кремль сейчас очень жестко спрашивает с губернаторов. Тем более если речь идет о приграничном и прифронтовом регионе. Здесь спрос с губернатора еще более жесткий. Поэтому, когда противники говорят о самоустранении господина Старовойта от дел в области, это смешно. Просто Кремль не позволит ему это сделать. Вводя должность председателя правительства, Роман Старовойт хочет диверсифицировать текущее управление», – прокомментировал логику усиления фигуры Смирнова политолог.

С формированием новой управленческой структуры администрации региона появились новые посты заместителей: если при прежней администрации они были только у главы региона, то теперь – и у председателя правительства. При этом губернатор неоднократно подчеркивал, что дополнительных затрат на реформирование аппарата чиновников в бюджете не заложено. Во вторник он заявил, что за год число сотрудников администрации и ее подразделений сократилось на 120 человек – до 1221.

«Сложно прогнозировать эффект от учреждения должностей зампредов правительства. Не очень понятно, какое место они будут занимать в управленческой иерархии. Поскольку есть заместители губернатора, есть министры. А тут некая «прокладка» в виде должностей зампредов. Отчасти назначение на эту должность выполняет роль повышения статуса некоторых председателей комитетов. Речь, например, о заместителе председателя правительства – председателе комитета региональной безопасности Михаиле Горбунове. Понятно, что в условиях проведения СВО он должен получить дополнительный вес. А вот причины назначения зампредом правительства министра природных ресурсов Константина Полякова не очень ясны. Такое ощущение, что введение должности зампреда правительства – это бюрократический жест, который, во-первых, должен показать, что у председателя правительства есть заместители, во-вторых, некоторым из них он придает дополнительный статус: кому-то реально ради управленческого усиления, а кому-то – ради хорошего портфолио. Пока не ясно, как институт зампредов правительства будет вписан в существующую конструкцию принятия решений», – отметил господин Слатинов.

Завершилось и назначение персоналий на министерские посты. Высший аппарат региональных чиновников ощутимо помолодел. Самые молодые министры: 26-летняя Анна Коновалова (Министерство приоритетных проектов развития территории и туризма), 32-летний Константин Поляков (вице-премьер, министр природных ресурсов) и 37-летняя Юлия Полетыкина (министр культуры). Председатели профильных комитетов сохранили свои позиции, некоторые поменяли статус на министерский. Звучит солиднее, однако, суть во многом осталась прежней и набор полномочий тоже.

Господин Слатинов отметил интересный подход к формированию министерств в правительстве. Ими стали те комитеты, которые реализуют два и более национальных проекта. «Это достаточно оригинальная задумка. Ее нужно трактовать как попытку придать больше полномочий и статусности руководителям подразделений или структур, реализующих нацпроекты, за которые очень жестко спрашивает Москва. И скорее всего, будем честно говорить, повысить им зарплату. Министр – это госдолжность высшего политического чиновника, а не должность госслужбы, как было у председателей комитетов. Министры – высшие политические чиновники, но законодательные квалификационные требования к ним более облегченные, чем к государственным гражданским служащим. То есть, придав статусности министрам и, предположительно, повысив им зарплату, господин Старовойт вывел их из-под действия законодательства о гражданской службе в рамки более облегченного правового поля. Оправдаются ли надежды господина Старовойта и тех, кто принимал такие решения, что министры будут более интенсивно реализовывать национальные проекты? Интересный эксперимент», – считает Владимир Слатинов.

По мнению политолога, аргументом в пользу создания министерств может служить и тот факт, что итоги работы господина Старовойта Кремль будет подводить в конце следующего года. Так как к весне 2024-го федцентр должен будет принять решение о продлении полномочий Романа Старовойта или, напротив, о прекращении. Губернатору необходимо показать, что регион очень интенсивно работал, что установки Москвы исполняются активно и нацпроекты работают.

Политолог отмечает, что когда регионы Черноземья начали приводить свои системы управления в соответствие с требованиями № 414-ФЗ, было две стратегии поведения. «Первая заключалась во внешних изменениях – просто переименовать администрацию в правительство, поправить законодательные акты, и всё. То есть, по сути, это косметические перемены. По этому пути пошли в Липецке. В Курской же области Роман Старовойт пошел по пути серьезных качественных перемен. Мотивация его понятна: он пришел к выводу, что эта система управления даст серьезный результат в 2023 году. Насколько эта ставка сработает, увидим. <…> Но очень важно понять, что эта ставка во многом предопределит оценку эффективности господина Старовойта со стороны Кремля в конце следующего – начале 2024 года», – подытожил Владимир Слатинов.