5 августа 2021

В России могут легализовать семейный бизнес

Такую форму предпринимательства предлагают перевести на особый налоговый режим и освободить от заключения трудовых договоров между родственниками

В российском законодательстве нет такого понятия, как «семейное предпринимательство». Сейчас эта деятельность подпадает под определение малого и среднего бизнеса. Но требования к субъектам МСП избыточны для компаний, все сотрудники которой — родственники.

В Госдуме совместно с Торгово-промышленной палатой (ТПП) разрабатывают законопроект о «семейном бизнесе» как особой форме предпринимательства. Он упростит порядок налогообложения таких предприятий и позволит предоставить им господдержку.  

По поручению президента
По данным опроса, проведённого ТПП в сентябре 2020 года, более половины малого и среднего бизнеса в России — семейные предприятия. При этом 87 процентов таких компаний попросили установить для них специальный налоговый режим, а 76 процентов — упростить трудовые отношения между членами семьи, сообщил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Скруг. 

«Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года предусматривает решение задачи по развитию экономической самостоятельности семьи, — сказал он. — В том числе нужны условия для развития семейного предпринимательства». Сейчас работу таких предприятий регулирует законодательство о малом и среднем бизнесе, но его нормы зачастую являются слишком жёсткими для семейного бизнеса, считает Валерий Скруг.

Ещё в июле 2019 года президент Владимир Путин предложил закрепить в законодательстве определение семейного бизнеса, чтобы власти могли беспрепятственно оказывать поддержку таким компаниям. Торгово-промышленная палата прорабатывает этот вопрос, сказал 25 февраля 2021 года на встрече с президентом глава ТПП Сергей Катырин. «Мы уже провели три всероссийских форума семейных бизнесов, съезжались компании со всей страны», — сказал он.

В России хотят законодательно закрепить понятие «семейный бизнес»

В Госдуме подтвердили факт разработки законопроекта. Как отметил Валерий Скруг, документ облегчит процесс трудоустройства сотрудников, налогообложения, распоряжения имуществом. Закон установит критерии семейного бизнеса, что позволит государству поддерживать его.   

Фамильный бренд гарантирует качество
Главным критерием хотят установить прямое родство всех сотрудников семейной фирмы. Это могут быть родители и дети, бабушки и дедушки, супруги, братья и сёстры, усыновители и усыновлённые. В компании может быть от 2 до 15 человек. Они могут привлечь наёмных работников — но не более половины от общей численности  коллектива.

В наименовании предприятия должен присутствовать семейный (фамильный) бренд — по примеру популярных до революции компаний «Братья Елисеевы», «Абрикосов и сыновья» и другие. «Регистрация именного товарного знака даёт владельцу ряд преимуществ. Такие компании лучше запоминает и узнаёт потребитель, а товары и услуги вызывают большее доверие, так как хозяин дорожит именем и репутацией предприятия, которое планирует передать по наследству своим детям», — пояснил Валерий Скруг.

Подробнее на ПГ: https://www.pnp.ru/economics/v-rossii-mogut-legalizovat-semeynyy-biznes.html