Приоритетным направлением деятельности Министерства является поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. Об этом говорится в плане мероприятий Минэкономразвития РФ по достижению количественных и качественных показателей, установленных на 2008 год, который на заседании правительства представляет сегодня глава МЭРТ Эльвира Набиуллина.
В материалах, подготовленных к заседанию правительства, отмечено, что в 2008 году министерством был разработан и одобрен на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства “Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства”.
Данный комплекс мер содержит предложения по оказанию всесторонней государственной поддержки субъектам малого предпринимательства и устранению основных ограничений, сдерживающих их развитие.
Комплекс мер состоит из 50 самостоятельных мероприятий и разделен на два основных раздела: – общие вопросы регулирования предпринимательской деятельности малых предприятий; – меры, направленные на обеспечение ускоренного роста малых предприятий, занятых в приоритетных сферах экономической деятельности.
Можно выделить ключевые меры: – обеспечение доступа к недвижимому имуществу, т.е. меры, направленные на стимулирование активности региональных и муниципальных властей по выделению целевым образом земельных участков под строительство помещений эконом-класса для малых предприятий, и меры по строительству специализированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки; – обеспечение доступа к объектам инфраструктуры (электросетевое, газовое хозяйство, коммунальная инфраструктура), т.е. меры, направленые на устранение пробелов в нормативном регулировании, внедрение принципов публичности деятельности субъектов естественных и локальных монополий, снижение финансовой нагрузки на малые предприятия; – обеспечение доступа к финансовым ресурсам, т.е. меры, направленные на комплексное развитие финансовой инфраструктуры для малых компаний: гранты начинающим, микрофинансовые услуги, расширение кредитования, развитие системы гарантийных фондов; совершенствование налогообложения малых предприятий, а также меры направленные на внесение ряда поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью упрощения процедур исчисления и уплаты налогов, расширения круга субъектов предпринимательства, которые могут воспользоваться специальными налоговыми режимами; – сокращение числа лицензируемых видов предпринимательской деятельности, в том числе за счет внедрения механизмов страхования ответственности предпринимателя перед третьими лицами, финансовых гарантий, саморегулирования; – сокращение числа продукции, товаров и услуг, в отношении которых действуют нормы об обязательной сертификации, внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях замены обязательной сертификации на обязательное декларирование производителем соответствия товаров, работ, услуг требованиям по безопасности; – кардинальное изменение государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью с целью сокращения видов государственного контроля, ограничения сроков реализации мероприятий по государственному контролю.
В плане мероприятий Минэкономразвития РФ поставлена и более широкая задача развития конкурентных рынков и совершенствования государственного регулирования предпринимательства.
Ключевой ролью министерства в рамках достижения данной цели является работа по повышению эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности, развитию корпоративного управления и снижению непроизводственных издержек предприятий и населения, связанных с государственным регулированием.
Основными точками приложения усилий министерства в рамках этой цели станут: – развитие механизмов защиты прав собственности в рамках реализации концепции развития корпоративного законодательства; – развитие конкуренции в сфере торговли; – разработка и мониторинг реализации комплекса мер, направленных на развитие конкурентоспособности на ведущих товарных и потребительских рынках, развитие инфраструктуры торговли; – совершенствование системы государственного регулирования предпринимательский деятельности; – развитие механизмов оценочной деятельности в направлении независимой оценки; – участие в формировании саморегулирования отдельных видов профессиональной деятельности (арбитражное управление, аудиторская деятельность, бухгалтерский учет, актуарная деятельность).
Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются: – индекс деловой конкурентоспособности; – доля выпуска продукции малых предприятий в ВВП.
В документах МЭРТ отмечается, что основой для улучшения инвестиционного климата и инвестиционного имиджа Российской Федерации является, прежде всего, снижение административной нагрузки на предпринимателей и развитие диалога бизнеса и власти.
Для этого в 2008 году планируется осуществить следующие мероприятия: – мониторинг влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства с учетом практики применения законодательства в области государственного контроля (надзора); – внесение изменений в федеральные законы, регулирующие сферы деятельности, которые включены в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в части проведения контроля (надзора); – подготовка методики оценки рисков для определения периодичности проверок объектов надзора; – совершенствование налоговой системы. В частности, МЭРТ готовит предложения, направленные на: – унификацию и установление ставки НДС на уровне 12-13% с одновременным повышением размеров ставок акцизов; – увеличение в 1,5 раза суммы затрат на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в случае если НИОКР привели к положительному результату; – обеспечение возможности учитывать при исчислении налога на прибыль организаций затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников, и освобождение указанных затрат от ЕСН и НДФЛ; – увеличение размера затрат на добровольное медицинское обслуживание сотрудников, учитываемых при исчислении налога на прибыль с 3 до 6% от фонда оплаты труда; – обеспечение возможности учитывать при исчислении налога на прибыль организаций затраты на софинансирование уплаты процентов по ипотечным кредитам сотрудников, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, освободив указанные затраты от ЕСН и НДФЛ.
Разрабатываются меры по совершенствованию законодательства в сфере амортизационной политики, в том числе: – внесение изменений в налоговое законодательство, направленное на повышение размера “амортизационной премии” с 10 до 30%, учитываемой при исчислении налога на прибыль организаций; – разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационную группу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. №1; – разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о классификации нематериальных активов, сформированных по срокам их полезного использования.
ИА “Альянс Медиа”