Приоритетным направлениям совершенствования законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации были посвящены парламентские слушания, состоявшиеся в Государственной думе ФС РФ 6 ноября.
Председатель Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров отметил, что, согласно стратегии развития страны до 2020 года, за 11 лет малое предпринимательство страны должно вырасти в 4 раза – с 15-20% до по крайней мере 50-70%, а в абсолютном выражении – в 8 раз.
«Сегодня в малом бизнесе страны трудится 11 млн человек, и массовое увеличение доли малого предпринимательства, значимое и принципиальное изменение тем самым всей структуры российской экономики, является наиболее экономичным выходом из сырьевой экономики. Преградой тому служит сама сырьевая экономика, политические ограничения, наложенные на творческую активность российских людей», – заявил Е.Федоров.
По его словам, развитые экономики мира показывают, что малое предприятие при прочих равных условиях демонстрируют куда большую эффективность, чем предприятия крупные.
«Малое предприятие в среднем эффективнее крупного концерна в 15 раз, и в тех же США большое количество нововведений исходит именно от малого предпринимательства, причем несут они всего 4% от общей суммы расходов на НИОКР. Наши инновации в это время массово уходят за границу, где рынок к ним исторически более дружелюбен», – заметил Е.Федоров.
Он предложил внести все возможные для облегчения работы малого предпринимательства изменения в налоговое, таможенное, судебное законодательство, не забыв упомянуть о реформе бухучета, саморегулирования, строительстве национальной инновационной системы, в том числе венчурной.
«Малому предпринимательству сегодня препятствует не только административный пресс, но и дороговизна энергоресурсов, почти повсеместное криминальное давление», – подчеркнул Е.Федоров.
Он призвал ликвидировать на пути малого предпринимательства все административные барьеры, обеспечить оптимальные условия для развития инновационного малого бизнеса. Как уже совершившиеся факты послаблений он перечислил: снижение ставки по налогам на малое предпринимательство с 24 до 20%, нераспространение конкурсных процедур на субъекты малого предпринимательства, арендующие нежилые помещения, ограничение проверок одним разом в три года – пятьюдесятью часами для малых предприятий и пятнадцатью часами для микропредприятий, разрешение внеплановых проверок только с санкции прокуратуры, запрет правоохранительным органам осуществлять некоторые виды проверок.
«Мы успешно заменяем лицензирование социальной ответственностью бизнеса, освобождаем плательщиков ЕНВД от контрольно-кассовой техники, защищаем интеллектуальную собственность малых предпринимателей. На поддержку малого предпринимательства страны в 2009 году выделено 10,5 млрд рублей, что гарантирует создание 250-300 тыс. новых рабочих мест, включая региональные вложения в размере 3 млрд рублей и 100-130 тыс. новых рабочих мест», – добавил Е.Федоров.
Всего до 2020 года в малое предпринимательство страны будет вложено до 924 млрд рублей, а система госзаказа готова отдать малому предпринимательству на конкурсной основе еще 800 млрд рублей государственных средств за приобретаемые товары и услуги.
«Малое предпринимательство на селе может создать рынок земли, лишь 1% которой сегодня находится в свободном обороте. Рынок земли мог бы добавить к ВВП до 30-40%», – заметил Е.Федоров.
Увеличение ставки ЕСН с 26 до 32% требует, по его мнению, дифференциации шкалы страховых взносов. Требуется также массовое развитие микрокредитования, центров микрофинансирования.
«Разрушительную энергию кризиса следует обратить на пользу малому предпринимательству», – заключил Е.Федоров.
Член Комитета Госдумы по собственности Екатерина Семенова в своем докладе обратилась к проблеме частной собственности. По ее словам, имущественная поддержка, предусмотренная базовым Федеральным законом N209-ФЗ, закреплена еще и Федеральным законом N159-ФЗ, вступившим в силу 5 августа 2009 года.
«Напомню, что три года подряд арендующий помещение предприниматель может выкупить его, а в случае отказа помещение может быть продано с аукциона. Реализации данных норм мешает правовая неопределенность о выплатах за недвижимое имущество, неясность в вопросе рассрочки по выплатам, регистрации государственных договоров залога», – считает Е.Семенова.
Комитет по собственности разработал поправки в закон с целью устранения неясностей. Члены комитета предлагают прежде всего продлить действие закона до 1 января 2013 года, полагая, однако, что бессрочное его действие повредит делу.
«Не все смогут выкупить свое имущество уже потому, что располагаются в помещениях, закрепленных в государственной собственности с правом аренды на 49 лет без права выкупа», – пояснила Е.Семенова.
Местные законы по образцу N159-ФЗ приняты в 79 регионах страны. Проверки прокуратуры выявили нарушения при его реализации и отменили некоторые местные правовые акты, противоречащие ему, а также результаты некоторых аукционов, передававших недвижимость в собственность ГУПов и МУПов. Приняты некоторые меры к усилению ответственности муниципальных служащих за неправомерные действия в рамках закона.
«На сегодня по закону заключено 4,5 тыс. договоров – примерно по 160 в неделю – на общую сумму в 3,5 млрд рублей, в результате чего около 250 тыс. кв. м недвижимости перешло в частную собственность. Планируется, что количество договоров увеличится до 10 тыс., однако проблема заключается в том, что сегодяшние стартующие не подлежат действию закона, и что делать им, пока неясно», – заключила Е.Семенова.
Сопредседатель «Деловой России» Евгений Юрьев призвал обеспечить в отрасли равные условия для конкуренции, ограничив цены на товары и услуги естественных монополий уровнем инфляции, в том числе на местном уровне монополий.
«Нам, среднему предпринимательству, нужна прозрачная система ценообразования на основные виды продукции. Значит, торги по ним должны проводиться на бирже с квотой для крупных предприятий, поставляющих на биржу свои лоты», – предложил Е.Юрьев.
Коснулся он и административной реформы: по его словам, в случае отсутствия ответа чиновника за запрос в должный срок, ответом следует по умолчанию считать положительное решение. Следует также, по мысли Е.Юрьева, ввести ответственность должностного лица за необоснованный отказ, а также запретить истребовать у предприятия какой-либо документ дважды.
«Сокращая таким образом административные издержки бизнеса, которые и так слишком высоки, нужно выработать такую систему взаимоотношений «предприятие – госорган», чтобы брать взятки стало невыгодно, а ответственность за дачу взятки следует упразднить совсем. Если ввести выборность председателей арбитражных судов и запретить аресты руководителей предприятий на стадии расследования, предпринимательский климат улучшится качественно. Не следует также стыдиться принять закон о лоббизме предпринимательских групп», – заключил Е.Юрьев.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Вячеслав Корочкин, представив результаты последнего опроса «ОПОРОЙ» предпринимателей страны, утверждает, что большинство из них считает антикризисные меры государства практически нулевыми по экономическому эффекту.
«Нам мешает спад спроса на продукцию, дефицит финансовых ресурсов, ослабление рубля и инфляция, ужесточение условий ведения бизнеса и неплатежи покупателей, ужесточение конкуренции. Преодолеть кризис бизнес предполагает с помощью сокращения издержек, изменения ассортимента, заёмных средств, переориентации бизнеса, сокращения зарплат», – заявил В.Корочкин.
Издержки бизнеса сегодня непосильны: одна разработка проектов нормативов образования отходов стоит чуть ли не половину годового бюджета, а если добавить к ней аттестацию рабочих мест, переоснащение ККТ блоком ЭКЛЗ и другие накладные расходы, станет понятно, что малый бизнес оказывается самым уязвимым местом экономики, и любая лишняя проверка может его добить. Потому и подходы к нему должны в корне отличаться от подходов к крупным предприятиям.
«Главный стимул к развитию малого бизнеса – упрощение всех возможных процедур: упрощение или вообще отмена регистрации, упрощение налогообложения и бухучета, механизмов инвестирования и кредитования с четкой регламентацией каждой из этих процедур», – предложил В.Корочкин.
Развитию МСБ в силах помочь скорейшее принятие федерального закона о стандартах предоставления государственных услуг и административных регламентов.
«Предприниматели отмечают, что за последние полгода административное давление на бизнес выросло», – добавил В.Корочкин.
Он призвал к распространению упрощенной модели налогообложения – патенту, с публикацией перечня видов деятельности, подлежащих патентованию.
«Более миллиона предпринимателей в США платят налоги именно так, в России это количество измеряется сотнями человек. Следует закрепить патент законодательно на федеральном уровне. Начинающий предприниматель, возможно, с помощью патента сможет просто попробовать, каково это вообще, вести бизнес, брать на себя ответственность, быть независимым. Его не надо с первых же шагов запугивать сложнейшим бухучетом, а сбор от патента должен поступать в муниципальные бюджеты», – считает В.Корочкин.
Он выступил за выделение НДС для плательщиков УСН, замену авансовых платежей по налогу на прибыль платежами, исходящими из реальной квартальной прибыли, снижение УСН с 6% до 2%, добровольность применения ЕНВД, ввод ответственности налоговых инспекторов вплоть до уголовной за заведомо незаконные решения и приостановку операций по счетам.
«Надо освободить от бухучета как можно большее количество МСП», – полагает В.Корочкин.
По его мнению, без стопроцентной уверенности бизнеса в возможности сбыта своей продукции, никакие меры поддержки не сработают.
«Если ларьки закрыты, ярмарок нет, а магазины все сплошь сетевые, предприниматель не станет ничего производить. Только если обязать муниципалитеты проводить ярмарки каждый день, можно будет развить рынок местной продукции, который сегодня мертв из-за тридцатидневной сертификации каждого продукта питания», – предложил В.Корочкин.
По его словам, здесь не обойтись без квалификационной шкалы торговых предприятий – для будущих градаций их налогообложения.
«Закон должен защищать поставщиков продукции даже от предложения бонусов, а уж бонус свыше 10% и вовсе должен считаться незаконным побором», – заключил В.Корочкин.
Заслушав основные доклады, участники парламентских слушаний систематизировали поступившие предложения в одной резолюции для передачи их законодателям.
ИА “Альянс Медиа”