В Государственную Думу РФ внесен ряд законопроектов, согласно которым интернет – агрегаторы такси должны будут обрести свой правовой статус, будут определены правила их работы, ведь до настоящего времени в России у данных участников гражданского оборота правового статуса нет
Рынок такси в России постоянно увеличивается, и онлайн-сервисы за достаточно короткий промежуток времени стали крупнейшими игроками на данном рынке, ведь у них есть главное преимущество в виде низкой цены за счет того, что им не нужно держать свой автопарк.
В сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом внедрение новых технологий произошло естественным образом без дополнительного государственного вмешательства и финансирования. Существенное влияние на формирование современного рынка перевозок оказали агрегаторы – информационные службы заказа автомобилей, которые с использованием IT-платформы осуществляют коммуникацию между пассажиром и перевозчиком. По мере развития современных IT-технологий максимальное количество потребителей предпочитает пользоваться услугами интернет-агрегаторов такси, отмечая такие преимущества, как удобство и простота процесса заказа автомобиля, уменьшение срока ожидания подачи автомобиля, возможность выбора способа оплаты, предварительное уведомление о цене поездки, возможность выбора типа и марки автомобиля, гарантированность подачи автомобиля, возможность предварительного заказа. С учетом роста уровня мобильности населения данная модель информационных услуг имеет огромный потенциал. Однако, как отмечается в пояснительной записке к одному из законопроектов, развитие сервиса, как интернет-агрегаторы такси значительно опережает законодательное регулирование данного вида услуг. В виду отсутствия законодательных требований отдельные агрегаторы передают заказы на перевозки «нелегалам», работающим в теневом секторе.
Итак, какие рамки предлагается законодательно установить для данного вида деятельности:
Во-первых, предлагается дать законодательное определение «интернет-агрегаторы пассажирских перевозок» и прямо запретить интернет-агрегаторам такси передавать заказы на выполнение пассажирских перевозок лицам, не имеющим законных оснований на оказание соответствующих транспортных услуг.
Для такой категории, как интернет – агрегаторы такси вводятся также обязанность публичного раскрытия информации о своей деятельности, обязанность хранить базы данных и размещать технические средства обработки информации о заказах на территории Российской Федерации. Компании иностранных агрегаторов обязаны будут осуществлять деятельность на территории России через филиал, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации (в таком случае налоги от деятельности филиала иностранной компании пойдут в бюджет Российской Федерации).
Предлагается также ввести и следующие дополнительные ограничения: запретить работать с судимыми водителями и обязать сообщать клиентам информацию не только о машине, но и о водителе, а также о его разрешении на вождение такси.
Предлагаемые нововведения получили неоднозначную оценку со стороны общественности, в частности, бизнес-омбудсмен Борис Титов дал отрицательный отзыв на законопроект о дополнительном регулировании служб онлайнового заказа такси. Как говорится в письме Титова премьер-министру Дмитрию Медведеву, «вносимые поправки… приведут к существенному ухудшению условий ведения бизнеса службами заказа такси и службами такси, необоснованному ограничению экономической свободы этих субъектов рынка и, в конечном счете, к ограничению конкуренции… и увеличению стоимости данных услуг для потребителей».
Тем не менее, очевидно, что разрешение вопроса законодательного определения такого правового статуса, как интернет – агрегаторы такси, а также введение ряда законных ограничений в их деятельности являются в сложившейся ситуации необходимым. Принятие предлагаемых проектов позволит обеспечить защиту законных прав и интересов потребителей транспортных услуг, создать условия развития здоровой конкуренции между отечественными и иностранными агрегаторами.
Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Ирина Санжакова
Источник: http://ternovtsov.ru/2017/08/28/2029/