26 мая 2022

В четвёртый раз замерили степень активности основных контрольных ведомств по отношению к бизнесу.

Результаты, как обычно, собрали, в Индекс административного давления.

Изучали работу территориальных органов девяти федеральных ведомств: Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роструда, МЧС, Росздравнадзора и Ространснадзора. Это, конечно, далеко не все, но на них в совокупности приходится большая часть проверок по новому закону о госконтроле.

Мерили по трём критериям:
1️⃣ Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных субъектов (чем меньше, тем лучше)
2️⃣ Доля предупреждений от общего числа наказаний (чем больше, тем лучше)
3️⃣ Доля профилактических мероприятий от общего числа мероприятий (чем больше, тем лучше)

В каждом субъекте РФ итог получился свой, но о результатах регионального рейтинга чуть позже.

Сначала общие выводы.
После временной отмены «ковидного»моратория на внеплановые проверки число контрольных мероприятий в прошлом году резко выросло: 973,37 тыс. против 534,19 тыс. в 2020-м. Три четверти, как и раньше, приходится на федеральных контролеров, остальное – на региональных и совсем немного на муниципальных.

В 2021 году лишь два из восьми исследованных ведомств – Россздравнадзор и Ространснадзор – не нарастили число проверок. У Роструда их стало больше на 23%, у Ростехнадзора – на 38%, у Роспотребнадзора – на 59%, у Россельхознадзора – на 90%, у МЧС – на 130%, у Росприроднадзора – на 200%.

Качественного смягчения реакции тоже не наблюдается. Доля предупреждений среди всех видов наказаний (показатель, традиционно используемый для оценки «либеральности» контролеров) уменьшилась у всех, кроме Россельхознадзора (31,4%, плюс 7,1% за год) и Роструда (31%, плюс 5,9%). Роспотребнадзор стал ограничиваться предупреждениями на 2,2% реже, Росздравнадзор – на 2,3%, Росприроднадзор – на 4,9%, Ростехнадзор – на 8,1%, МЧС – на 8,3%, Ространснадзор – на 9,2%.

Как и в прошлые годы, у территориальных подразделений одного и того же ведомства в разных регионах политика очень разная, отчего один и тот же показатель в зависимости от региона может различаться во много раз.

Количество наложенных штрафов за год в целом по стране увеличилось на 9%, правда, сами штрафы стали более «легкими». Их общая сумма сократилась с 42,3 млрд руб. до 30 млрд. Таким образом, средний штраф стал меньше на 34%. (https://t.me/briefeconomics/10258)

Надо сказать, что прошлогодний всплеск после окончания «ковидного» моратория был избыточным. По некоторым направлениям даже наблюдается парадокс: проверок больше, а количество зафиксированных случаев вреда – меньше чем было.

И ещё. Ответственность самих чиновников за нарушения при проверках остаётся символической. 89% их нарушений по статье 19.6.1 КоАП заканчиваются предупреждением, а не штрафом.

Напрашивается ещё один вывод.
Качество анализа КНД надо улучшать, объединив все разрозненные формы ее учета на базе существующего Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. В такую систему должны быть интегрированы данные Росстата, судебной статистики, региональных и муниципальных органов контроля. В результате появится возможность исследования не только частоты проверок, но и их экономических последствий (штрафов, приостановки деятельности и т.д.).

Ну а теперь о регионах, как обещал.
Первая десятка в Индексе выглядит так: Смоленская область, Удмуртия, Адыгея, Татарстан, Ульяновская область, Республика Алтай, Курганская область, Москва, Севастополь, Челябинская область. Причем трое из участников десятки совершили очень резкий рывок: Республика Татарстан – с 60-го на 4-е (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, МЧС); Севастополь поднялся с 51 на 9 место (благодаря показателям Росприроднадзора, Росздравнадзора и МЧС); Смоленская область – с 45-го на 1-е (Россельхознадзор, Роструд, Росздравнадзор).

Ситуация 2022 года отличается от прошлогодней: тут и новый мораторий, тут и новые условия работы по новому закону о госконтроле. Поэтому выводы о текущей ситуации появятся несколько позднее.

Телеграмм

Борис Титов