Снижение числа проверок позволяет существенно сократить издержки в сфере предпринимательства. К такому выводу пришли аналитики Центра стратегических разработок (ЦСР).
“Почти в 10 раз сократились суммарные издержки бизнеса и социальной сферы в 2022 году по сравнению с 2019 годом – с 336 млрд рублей до 35 млрд рублей. При этом издержки бизнеса сократились с 229 до 22 млрд рублей соответственно”, – приводит данные исследования ведущий эксперт организации Наталья Васильева.
Напомним, мораторий на проверки был введен в “ковидном” 2020 году, а в 2022 году начал использоваться как элемент антисанкционной политики в России. На днях Правительство РФ продлило действие введенных она контрольные мероприятия для бизнеса на 2024 год.
Мораторий, как и ранее, будет действовать в отношении проверок, организованных по видам госконтроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых:
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“;
- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“.
Кроме того, он касается госконтроля (надзора) за деятельностью органов госвласти субъектов РФ, местного самоуправления и должностных лиц этих органов.
“В 2019 году (который обычно используется как «базовый» для целей сравнения) в стране проводилось более 1,5 млн проверок организаций и предприятий. В 2020 – всего 408 тыс., а в 2022 году – 339,1 тыс”, – отмечает специалист.
Эти данные приводятся в Сводном докладе о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год, опубликованном Минэкономразвития России.1
По словам Натальи Васильевой, проблема оценки в денежном выражении эффекта для бизнеса от сокращения числа проверок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Вот несколько причин для этого:
- проверки бизнеса в общем объеме проверок составляют только часть. При этом немалая доля приходится на организации социальной сферы, государственные и муниципальные органы и иные объекты, которые не совсем корректно относить к бизнесу;
- затраты бизнеса на проведение проверки не сводятся только к простою или отвлечению части сотрудников при проведении соответствующих мероприятий. Необходима также серьезная подготовка, зачастую требующая квалифицированной юридической и иной помощи сторонних организаций, то есть платных консалтинговых услуг;
- в зависимости от региона или вида деятельности затраты бизнеса на проверки могут существенно варьировать, что обусловлено многими факторами, важнейшим из которых является дифференциация в размерах оплаты труда.
И это не исчерпывающий перечень факторов, который был учтен в исследовании. Для корректной оценки показателей из общего числа проверок аналитики выделили две сферы для сравнительной оценки динамики издержек – собственно бизнес и социальная сфера.
Получились следующие цифры:
- 129,6 тыс. проверок бизнеса проведено в 2022 году – 38% от всех проверок;
- 108,6 тыс. в 2022 году составили проверки организаций социальной сферы – 32% от всех проверок.
Помимо данных об оплате труда была учтена стоимость консалтинговых услуг, сведения о количестве задействованных в проверке работников контролируемого лица, продолжительности проверки, количестве объектов проверки. При этом в методике оценки издержек учтены только те затраты, которые связаны с бизнес-процессами подготовки и проведения проверки. Не учитывались затраты на устранение выявленных нарушений, а также санкции в виде штрафов. Это могло бы увеличить суммы издержек.
“Почти 4 млрд рублей (17%) всех издержек бизнеса на проверки в 2022 году пришлось на сферу торговли в силу массовости проверок. В среднем издержки бизнеса на одну проверку в сфере торговли составляют порядка 268 тыс. руб.”, – отмечает Наталья Васильева.
По ее словам, 16% издержек бизнеса в 2022 году пришлось на московских предпринимателей. 3,5 млрд рублей – издержки бизнеса от госконтроля в г. Москве.
“Конечно, цель госконтроля – защита интересов граждан и добросовестного бизнеса. Но все-таки принятие решений о проведении мероприятий контрольными органами с оглядкой на то, какими затратами для бизнеса это чревато, позволит выбирать оптимальные для обеих сторон форматы взаимодействия. Например, концентрировать проверочные усилия там, где есть реальные риски, а в остальных случаях использовать меры профилактики”, – считает специалист.
___
Источник: ГАРАНТ.РУ