24 июля 2017

Узаконенные противоречия в оценочной деятельности

Вступление в силу новой редакции Федерального закона от 29 июля 1998 г. 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 135-ФЗ) из-за его нестыковок с положениями ряда действующих федеральных законов фактически ущемляет права граждан, бизнеса и даже государства по ряду направлений. В том числе – лишает их возможности на защиту в суде.

Рассмотрим, к каким проблемам привели два нововведения, появившихся в законе. Во-первых, данным законом упразднена “обязательность” получения экспертизы на отчет оценщика, которая тем не менее сохранилась в ряде других законов и документов. Во-вторых, введение обязательных экзаменов на подтверждение квалификации оценщиков в существующем виде парализовало деятельность экспертных советов СРО оценщиков, которые должны выдавать такие заключения.
 

Виртуальные экзамены

Эксперты заранее предупреждали о том, с какими трудностями предстоит столкнуться, но к их мнению авторы и законодатели не прислушались. В итоге новая редакция Закона № 135-ФЗ с 1 июля 2017 года вступила в силу.

Каждому оценщику теперь предстоит сдавать три обязательных экзамена на подтверждение своей квалификации, если они претендуют на проведение оценки всех видов имущества и прав: недвижимость; машины и оборудование; бизнес.

Подтверждение квалификации будет происходить каждые три года в структуре, работающей при Минэкономразвития России – ФБУ “Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров”.

Оценщики, вступившие в СРО оценщиков до 1 января 2017 года, обязаны сдать экзамен до 1 апреля 2018 года, иначе они лишатся права заниматься своей профессией. Те, кто получил диплом оценщика после 1 января 2017 года, обязаны сдать экзамен прямо сейчас, но квалификационный аттестат они получат, отработав не менее года помощником оценщика. Без аттестата нового образца, оценщик не имеет права стать членом СРО оценщиков, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.

Эксперт, не имеющий квалификационного аттестата, также не вправе подписывать экспертное заключение СРО оценщиков. Это означает, что с 3 июля автоматически прекратилась деятельность экспертных советов при всех 14 СРО оценщиков. Пытаясь избежать подобного развития событий, представители СРО оценщиков заранее обратились в Минэкономразвития России с просьбой уже с 1 июля предоставить возможность сдавать экзамены, а также подготовить и сделать публичными все материалы (вопросы, билеты и задания). К сожалению, по всем позициям до сих пор сохраняется неясность, а то, что уже стало известно, настораживает. Так, для экзамена по оценке бизнеса рекомендован учебник иностранного автора. Это идет вразрез с требованиями действующего в РФ законодательства, согласно которому международные нормы являются для оценщиков рекомендательными, опираться же в своих суждениях и выводах необходимо на положения законов и федеральных стандартов оценки. Учитывая эти обстоятельства, невозможно спрогнозировать, когда экспертные советы СРО оценщиков возобновят работу.
 

Обязательная необязательность

Как уже говорилось выше, закон отменил “обязательность” получения экспертизы на отчет оценщика. Но другие федеральные законы содержат следующие случаи, когда проведение экспертизы отчетов об оценке является необходимым.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве). Согласно ст. 130 данного закона (“Оценка имущества должника”), СРО оценщиков должна представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке. В заключении содержатся выводы о соответствии отчета действующему законодательству и федеральным стандартам оценки, проверка достоверности изложенных сведений, а также – подтверждение итоговой стоимости.

Без такого заключения рыночная стоимость имущества должника, определенная в отчете, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах“. В ст. 77 закона (“Определение цены (денежной оценки) имущества”) указано, что отчет оценщика является обязательным, когда владельцем пакета голосующих акций общества размером от 2% до 50% являются государство и (или) муниципальное образование для таких целей, как: 

  • определение цены (денежной оценки) имущества,
  • определение цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества,
  • определение цены выкупа акций общества (цены объектов).

Во всех этих случаях, если у совета директоров либо наблюдательного совета общества возникают сомнения в правильности определения конечной стоимости имущества, уполномоченный орган имеет право направить в СРО оценщиков, членом которого является оценщик, отчет об оценке и потребовать проведения экспертизы на отчет.

Если заключение, предоставленное экспертным советом СРО оценщиков по итогам экспертизы окажется отрицательным, то стоимость, определенная в отчете, будет признана недействительной.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 5 января 2006 г. № 7-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации“, ст. 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществахсодержатся нормы, также требующие проведения экспертизы СРО оценщиков отчета об оценке. Например, выкуп миноритарного пакета общества производится по стоимости не ниже рыночной, определенной независимым оценщиком и подтвержденной обязательной экспертизой СРО оценщиков.
 

В интересах государства

В ряде случаев, предоставление обязательного заключения на отчет оценщика вводится региональными законами. В частности, Законом Московской области от 28 декабря 2016 г. № 197/2016-ОЗ “О внесении изменений в Закон Московской области “Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области” предписано, что стоимость аренды любого имущества, принадлежащего Московской области, определяет независимый оценщик, отчет которого подлежит обязательной экспертизе СРО оценщиков.

Ряд подзаконных актов правительства РФ также содержат понятие “обязательная экспертиза”. Важный пример такого рода – приказ Росимущества от 16 декабря 2016 г. № 456 “О внесении изменений в приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23 сентября 2009 г. № 273 “О подготовке решений, связанных с реализацией Федеральным агентством по управлению государственным имуществом полномочий собственника федерального имуществ“. В документе сказано, что сделки с федеральным имуществом производятся исключительно по рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом соответствующие структурные подразделения Росимущества рассматривают отчеты об оценке лишь при условии положительного заключения СРО оценщиков, подтверждающего стоимость объекта оценки.

Экспертиза для суда

Также обязательная экспертиза на отчет об оценке сохранилась в ряде случаев, связанных с уплатой НДФЛ и имущественных налогов. Так, с 1 января 2016 года Налоговым кодексом введена норма, определяющая размер дохода, подлежащего налогообложению при продаже недвижимости (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации“). В случае, когда цена, указанная в договоре купли-продажи, оказывается ниже кадастровой стоимости, НДФЛ уплачивают с суммы, равной 70% кадастровой стоимости объекта.

Кроме того, с 2016 года во многих регионах РФ граждане начали платить налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости, что привело к росту размера налога в разы.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в обоих случаях является одинаковой.

Для юридических лиц предусмотрено обязательное обращение с заявлением в территориальную комиссию при Росреестре, в случае отказа комиссии подается исковое заявление в суд.

Граждане могут сразу идти в суд (для них обращение в Росреестр не является обязательным, однако же возможно), в этом случае им заключение СРО оценщиков не нужно. Но поскольку судебные издержки велики, а сроки судопроизводства трудно спрогнозировать, многие физлица пользуются административной процедурой.

По статистике, в 70% случаев заключение территориальной комиссии оказывается отрицательным, и приходится оспаривать его в суде, где процент отказов куда ниже – порядка 30%.

В обоих случаях, на этапе обращения в суд в пакете документов обязательно экспертное заключение СРО оценщиков на отчет об оценке: это прописано в Определении Конституционного суда РФ от 9 марта 2017 г. № 592-О. Таким образом, со вступлением в силу новой редакции Закона № 135-ФЗ граждане и представители бизнеса на неопределенное время – до момента устранения противоречий в законодательстве – лишились возможности воспользоваться своим конституционным правом на защиту интересов в суде.

Учитывая многочисленные противоречия и вызванные ими проблемы, у законодателей есть два пути, один из которых – полностью убрать из всех документов требования о проведении обязательной экспертизы. Однако, на мой взгляд, гораздо целесообразнее вернуть в Закона № 135-ФЗ обязательную экспертизу, как минимум – для целей сделок с государственным и муниципальным имуществом. Иначе власть и общество полностью лишатся инструментов контроля над “реальностью” стоимости имущества.

Источник: http://www.garant.ru/