20 сентября 2021

Страховщикам установят новые расценки на ремонт машин

С 20 сентября вступает в силу обновленная методика определения расходов на восстановление по договору ОСАГО поврежденного авто

Средняя стоимость расходов на ремонт будет рассчитываться для каждого региона и обновляться раз в три месяца, а не раз в полугодие, как сейчас. Какие новшества вносит разработанный Банком России документ, разбиралась «Парламентская газета».

Что понравится автовладельцам
Меняется ценовая политика в части ремонта транспортных средств, попавших в аварию, что может существенно отразиться на кошельках владельцев авто. Согласно новой методике, средняя стоимость запчастей, материалов и выполненных работ будет рассчитываться отдельно для каждого субъекта Федерации. До этого территория России была разбита на 13 условных экономических регионов, внутри которых действовала одинаковая цена, и стоимость восстановления повреждённого автомобиля в Москве оказывалась такой же, как, например, в Брянской области. Что, конечно, не соответствовало реальной жизни.

Средняя стоимость комплектующих и услуг теперь будет обновляться раз в три месяца, а не раз в полугодие, как прежде. «И это важно, — ранее рассказывал «Парламентской газете» депутат Госдумы Анатолий Аксаков. — К сожалению, импортных запчастей мало, и это влияет на стоимость ремонта. От нововведения в методику расчёта автолюбители только выиграют, так как стоимость агрегатов и узлов будет обновляться быстрее и ущерб станут рассчитывать, исходя из изменившихся цен, а не расчётов полугодовой давности».

Таким образом, отмечает политик, страховщикам придётся определять расходы на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля, учитывая реальные цены на комплектующие.

В регулярной трёхмесячной актуализации цен есть ещё один важный нюанс. Все они содержатся в справочниках Российского союза автостраховщиков и, по словам руководителя Нижегородской общественной организации «Центр помощи автомобилистам» и члена  экспертного совета по законодательству о страховании комитета Госдумы по финансовым рынкам Сергея Кузина, к ним всегда было много претензий. Одна из них — данные в этих справочниках не удавалось проверить. Уже неоднократно в судебных заседаниях во вступивших в силу решениях судов, в том числе и Верховного суда, содержались прямые указания на то, что информация в справочниках не соответствует целям закона об ОСАГО, утверждает эксперт.

Согласно новой методике, теперь каждая версия справочников будет проходить через общественное обсуждение на сайте профессионального объединения страховщиков. У россиян, как у непосредственных участников этого рынка, в ходе дискуссии появится возможность указывать на проблемы или ошибки при расчёте средних цен на автозапчасти, считает координатор «Общества синих ведёрок» Пётр Шкуматов. Ныне же действующие справочники, согласно указанию Центробанка, подлежат актуализации не позднее шести месяцев с даты их предыдущего обновления.

Ещё один важный момент в обновлённой методике связан с возрастом автопарка страны. По данным ГИБДД, в 2019 году в России насчитывалось 60,5 миллиона транспортных средств, из них более половины старше десяти лет. Средний возраст авто в зависимости от региона оставляет от 12 до 20 лет. А возраст за счёт изношенности узлов, деталей и агрегатов существенно влияет и на цену восстановительного ремонта.

Методикой определено, что на такие комплектующие изделия  не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости. Но при этом в ряде случаев, например при предыдущем ремонте с нарушением технологии, может начисляться дополнительный индивидуальный износ. В некоторых случаях, наоборот, значение износа деталей, узлов, агрегатов может быть уменьшено, в частности при отсутствии коррозии на кузове авто со сроком эксплуатации свыше 12 лет. Или вовсе иметь нулевое значение, если речь идёт, к примеру, о раскрывающихся элементах подушек безопасности и ремнях безопасности.

И что не понравится
Прежде всего то, видимо, что документ Центробанка регулирует порядок расчёта стоимости годных остатков при полной гибели машины и конкретизирует источники информации о стоимости на основе цен в интернет-магазинах, полагает Анатолий Аксаков. А они в интернет-магазинах гораздо ниже, чем в дилерских центрах, где товары продают с накруткой.
И ещё, пожалуй, то, на что обратил внимание Пётр Шкуматов: нечётко выраженное в методике указание при расчёте восстановительного ремонта учитывать утрату товарной стоимости транспортного средства. Судебная практика тут однозначно выступает на стороне потерпевших в авариях. Есть и постановление Пленума Верховного суда от 12 декабря 2017 года №58, где в пункте 37 прямо указано: «К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта».

В связи с этим многое будет зависеть от того, как новая методика будет на практике применяться страховыми компаниями и финансовыми уполномоченными, считает Сергей Кузин.  

Подробнее на ПГ: https://www.pnp.ru/economics/strakhovshhikam-ustanovyat-novye-rascenki-na-remont-mashin.html