Масштабная дорожная афера, участниками которой стали более десяти тысяч водителей, вскрылась в столице. Через подставные фирмы автомобилисты оформляли на свои машины спецразрешение на работу таксистом. Только вот заниматься извозом никто из них не собирался. Единственная цель, которую преследовали автовладельцы, — кататься по «выделенкам», не опасаясь штрафов. Мы решили провести свое расследование и разобраться, как вообще настолько наглая схема могла появиться в Москве.
Начало скандалу положил пост столичной автоледи в соцсети. Москвичка Екатерина похвасталась на своей странице: «Ну всё, теперь езжу по выделенке. С сегодня я таксист, на 5 лет. Кому еще надо?» (Авторский стиль и пунктуация сохранены.)
Вокруг сообщения разгорелись нешуточные страсти. Интернет-пользователи молниеносно разделились на два лагеря. Одни сразу же поставили автомобилистке диагноз патологической нарушительницы и предрекли скорый отъезд на штрафстоянку, резкое похудение банковского счета из-за обилия штрафных «писем счастья» и долгие беседы с гаишниками на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Другие встали на защиту дамы. Среди сочувствующих нашлись и те, кто радостно сообщил, что возьмет схему на вооружение и тоже купит лицензию такси, чтобы надуть «большого брата» и не стоять в пробках.
Реально ли это, мы решили проверить сами. Для начала просто забили в интернет-поисковик первое, что пришло в голову: «Купить лицензию на такси в Москве». Результат — несколько страниц с результатами поиска на любой вкус и кошелек. Большинство из них предлагают приобрести разрешение без необходимости перекрашивать машину в желтый цвет. Кроме того, как заверяет такая реклама, автомобилисту не придется открывать на себя ИП.
Хотя в реальности, как объясняют эксперты, все три условия для столичных таксистов являются по закону обязательными. Машина должна быть желтой и с желтыми номерами. Сам водитель должен быть или зарегистрирован как индивидуальный предприниматель (если хочет работать сам на себя), или вступить в трудовые отношения с фирмой, имеющей лицензию на пассажирские перевозки.
Обзваниваем несколько контор. По легенде, лицензия нам нужна на красный «Киа Рио» 2016 года выпуска. Перекрашивать машину не хотим. Возить пассажиров не собираемся. Просто желаем ездить по выделенным полосам, не опасаясь камер фотофиксации.
Во всех фирмах заверили, что никаких проблем нет. От нас лишь требуется ПТС, паспорт хозяина автомобиля и деньги. В среднем это пять тысяч рублей. Напомним, штраф за незаконную езду по выделенной полосе в Москве составляет 3000 рублей. Неудивительно, что счет желающих обмануть закон идет на десятки тысяч. Ведь услуги чудо-фирмы окупятся буквально за две поездки. А за отдельную плату нам предложили еще и бонусный комплект в виде стопки проштампованных путевых листов. Естественно, пустых. На случай, если гаишник прицепится на дороге и надо будет доказать, что владелец разрешения действительно таксист.
— А как с цветом быть? Не хотелось бы в желтый перекрашивать, — включаем в разговоре режим «блондинки», которая ни за что не расстанется со своей красной «ласточкой».
— И не придется! — бодро заявляет голос на том конце провода. — У вас будет разрешение от Московской области, там нет требований к цвету автомобиля. Но с таким разрешением вы сможете спокойно кататься и в Подмосковье, и в Москве. Никаких проблем с гаишниками не будет.
— А со страховкой? Я слышала, что для такси ОСАГО стоит дороже.
— Тоже никаких проблем. Вы просто не показывайте разрешение никому, когда будете ОСАГО продлевать. Никто ничего не узнает.
— Когда продавать машину решу, тоже не будет трудностей?
— Тут-то какие могут быть трудности? Захотели — продали. Ваша же машина. Какая разница, есть у нее лицензия такси или нет.
Автоэксперты такие обещания назвали полной чушью и наглым враньем. Во-первых, ОСАГО для такси стоит практически вдвое дороже, чем для обычного автомобиля. Логика страховщиков простая: таксист постоянно за рулем, пассажиры отвлекают, работа нервная. Значит, и риск аварий выше, чем у рядового водителя. Причем обмануть их не получится. Ведь в базах ГИБДД появится отметка о том, что машина используется как такси. А у страховых компаний к этим базам есть доступ. Если после ДТП обнаружится, что полис обычный, а авто оформлено как такси, в выплате страховщик откажет. Отдавать компенсацию пострадавшему виртуальный таксист будет из собственного кармана. Во-вторых, техосмотр придется проходить каждые полгода — это тоже требование закона. Не прошел вовремя ТО — штраф при первой же остановке на посту ДПС. Наконец, при продаже стоимость любого автомобиля-такси падает минимум на четверть из-за слишком интенсивной эксплуатации и износа.
Но главная проблема, с которой столкнутся в ближайшем будущем хитрецы, — все липовые лицензии будут аннулированы. Об этом уже заявили чиновники подмосковного минтранса.
— Фирмы оформляют разрешения в Московской области, — пояснил председатель общественного движения «Такси 2018» Станислав Швагерус. — По данным на июль прошлого года, в Подмосковье было выдано 106 тысяч разрешений. Это рекорд, причем печальный. Ведь немало из них липовые, на виртуальных таксистов. А сами конторы — однодневки. У них нет реального автопарка, они не платят налоги и ничем не занимаются, кроме продажи разрешений под видом посреднических услуг.
По словам экспертов, главным рекордсменом оказалось некое ООО «Консультант». Эта контора, зарегистрированная в подмосковном Пушкино, по бумагам обладает самым большим автопарком в мире: 11 500 машин. Именно столько разрешений выдала фирма. Правда, автомобили уж слишком разношерстные: от новеньких элитных немецких и японских внедорожников до потрепанных шедевров отечественного автопрома середины 90 х. Это показалось странным не только общественникам, но и чиновникам.
— На данный момент в отношении ООО «Консультант» проводятся проверки Ространснадзора, 500 разрешений уже аннулированы. Остальные 11 тысяч приостановлены, о чем выписано соответствующее предписание, — пояснил Швагерус.
Ревизорам удалось выяснить, что помимо «Консультанта» его учредители открыли еще десять аналогичных фирм, которые успели продать, по разным сведениям, от 30 до 50 тысяч виртуальных разрешений.
Самое обидное для автовладельцев, купивших такие лицензии-обманки, — об отзыве документа они узнают последними. Ни чиновники, ни фирма-продавец не будут ставить горе-махинатора в известность о том, что теперь ход на «выделенку» ему заказан. Так что в ближайшем будущем все погоревшие аферисты начнут получать «письма счастья» от ГИБДД со штрафами за движение по запретной полосе.
Радость столичной автоледи Екатерины тоже длилась недолго. На следующий день после злополучного поста стало известно, что ее разрешение на работу таксистом аннулировано подмосковным минтрансом по заявлению компании, которая это разрешение выдала (а точнее, продала).
Девушка сразу попыталась оправдаться. Вот что она написала в соцсети (авторская стилистика и пунктуация сохранены): «Да, вчера у меня была готова подмосковная лицензия на такси на мою белую машину. Да, это сделали на раз друзья под соусом «хочешь-сделаем». Мои документы отфоткали в прошлый четверг, то есть и правда на все всего лишь три дня. Для меня это не хорошо и не плохо, а-ля подарили на новый год 25-ю по счету кружку. И не потому что я ханжа или, наоборот, нарушитель. Когда мне очень надо проехать быстро или по выделенной полосе, мне приходится нарушать, и я осознанно еду и плачу штрафы».
Правоведы отметили, что дама хоть и нашла для себя весьма нелепое оправдание, но, по сути, отделалась легким испугом. Ведь попадись она с подложной лицензией и — что еще хуже — липовыми путевыми листами на дороге, кроме административных штрафов ей могло бы грозить еще и уголовное дело за подделку документов. А это лишение свободы на срок до двух лет.
Источник: http://www.mk.ru/social/2018/02/26/stat-falshivym-taksistom-chtoby-ezdit-po-vydelenke-my-rassledovali-aferu.html