В марте правительство России должно рассмотреть законопроект “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. В самое ближайшее время он поступит и в Государственную Думу. В правительстве, по словам вице-премьера Александра Жукова, надеются, что депутаты примут новый закон до конца весенней сессии.
– Необходимость изменения Федерального закона N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” от 14.06.1995 г. назрела давно, – говорит исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Алексей Ермолаев. – Закон не просто претерпел ряд изменений, в нем нет четкого разделения полномочий органов государственной власти разных уровней, в период его действия был принят ряд отдельных законов, регламентирующих вопросы налогообложения, госзакупок и т.п.
Из старого закона исключено сегодня больше половины статей, кроме того, он регулирует только сферу малого бизнеса, оставляя за скобками более крупные субъекты предпринимательства. Между тем работа над новым вариантом этого далеко не рядового документа продвигается не просто и не легко.
Законопроект, имеющийся в распоряжении “РБГ”, рамочный, иными словами, он определяет только общие условия функционирования малых и средних предприятий. Конкретные нормы должны быть внесены в другие законодательные акты.
В новом законе сделана попытка разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления в сфере малого и среднего предпринимательства, определить правила взаимодействия между ними.
Вместо нынешних малых предприятий с численностью работников до 100 человек предлагается ввести три категории: “микропредприятия” – не более 15 занятых, “малые предприятия” – от 16 до 100 человек и “средние предприятия” – от 101 до 250 занятых.
При этом считаться субъектом малого и среднего предпринимательства может (за несколькими исключениями) только предприятие, в котором доля участия государства, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, различных фондов и т.д. не превышает 25 процентов. Эксперты отмечают: эта норма призвана искоренить широко используемую крупными предприятиями практику создания карманных однодневок, через которые ведутся незаконные или полузаконные операции.
Выручка без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за год не должна превышать значений, установленных правительством для каждой категории предприятий.
Преференции, которые может получить бизнес, описывает восьмая статья. В ней, в частности, говорится, что для микропредприятий и малых предприятий могут быть предусмотрены специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, бухгалтерского учета, налоговой и статистической отчетности, госконтроля.
Однако под нажимом минфина средний бизнес сегодня выведен минэкономразвития из-под этих норм. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, если не сделать этого, льготы получат до 85 процентов российских предприятий.
– Средний бизнес был включен в законопроект по нашему предложению, – сказала “РБГ” заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина. – Но получается, что на него не распространятся, например, специальные налоговые режимы или “упрощенка”. В такой редакции понятие “средний бизнес” просто теряет в законе смысл.
На заседании экспертного совета, сформированного при минэкономразвития, минфин выступил против еще одной статьи законопроекта – 25-й. Она регулирует аренду офисов через муниципальные фонды, устанавливает переходные положения, предлагающие освободить малые и средние предприятия от обязанности ведения бухгалтерского учета, разрешить им вести торговлю без кассовых аппаратов, заявительный принцип регистрации, ускоренную амортизацию.
– Предлагаемые минфином изменения выхолащивают смысл закона, делают его нерабочим. Предоставление равных льгот и преференций малому и среднему бизнесу – правильная мера. Нужны и все переходные положения, которые обсуждаются сегодня, – уверен Алексей Ермолаев.
Несколько иного мнения придерживается Илья Хандриков, координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса. По его словам, “трудно не согласиться с логикой различных преференций для малых и средних предприятий. Так, среднее предприятие не может вести торговлю без кассового аппарата, что допустимо для микропредприятия. Но возможность заявительно регистрироваться, иметь ускоренную амортизацию, доступ к аренде офисов нужны всем”.
Думский Комитет по экономической политике будет настаивать, чтобы все преференции для малого предпринимательства были распространены и на предприятия средние. Кроме того, считает Елена Панина, “нельзя принимать один законопроект без внесения изменений в другие законодательные акты, такие, как Налоговый кодекс, закон о бухгалтерском учете, о контрольно-кассовых аппаратах и т.д. Если этого не произойдет, закон будет принят в урезанном виде и никакой серьезной поддержки малый и средний бизнес не получит. Кстати, по этому поводу есть прямое поручение президента, которое по вине минфина не выполняется”.
Панина намерена вынести этот вопрос на президиум генерального совета “Единой России”: “В партии есть решение о приоритетных законопроектах, и тот, что мы сегодня обсуждаем, относится именно к ним”, – говорит депутат.
У предпринимательского сообщества свои пожелания в отношении нового документа. “Многострадальный закон не выведет предпринимателей из тени, не защитит от произвола чиновников, так как не предусматривает ответственности последних”, – сетует Илья Хандриков.
– Очень нужны поправки в Налоговый кодекс, – говорит Светлана Жилина, генеральный директор строительной фирмы из Ногинска. – К примеру, в новой упрощенной системе налогообложения множество прорех, которые позволяют налоговикам предъявлять предпринимателю необоснованные претензии. Новый закон – хорошо, но все будет зависеть от того, как именно он будет применяться на практике, от качества работы государственных структур.
ИА “Альянс Медиа” по материалам Российская газета