14 сентября 2020

Смертные грехи собственников бизнеса

Эффективный, рентабельный, работающий более 5 лет бизнес – это редкость. Множество внешних факторов разрушают отличные бизнес-идеи, и они не могут быть в полной мере реализованы.

Но, как показывает практика, внутренние факторы, т.е. то, что напрямую исходить от собственников бизнеса, гораздо более разрушительно.

То, что хороший предприниматель – это не всегда хороший управленец, известно всем. Но зачастую владельцы бизнеса не могут даже сами себе признаться, что не умеют, да и не хотят управлять бизнесом. Более того – не хотят делегировать, что превращает бизнес в порочный круг.

Давайте разберем все основные “грехи” собственников бизнеса.

Микроменеджмент

Привычка зацикливаться на мелочах и не видеть картину в целом, не замечать системных ошибок – это, пожалуй, самая распространенная болезнь собственников.

Частично это контрол-фрики, которые в целом никому не доверяют по жизни, частично те, кто не умеют делегировать. Т.е. чётко ставить задачи и понимать, что и когда ждёшь в качестве конечного результата.

Безусловно, нельзя отдать бразды правления процессами кому-то сразу. Степень чьей-то ответственности лучше увеличивать постепенно по мере получения хороших результатов.

Но если этого не делать, то невозможно создавать систему и масштабировать бизнес.

Непоследовательность

Согласитесь: тяжело работать с тем, у кого семь пятниц на неделе. Постоянно приходится всё переделывать. А это не только потеря времени, но и других ресурсов: лояльности партнёров, клиентов и сотрудников, контрактов и денег.

Конечно же, креативные люди (коими часто являются предприниматели) импульсивны и переменчивы. Но нежелание задуматься о целесообразности тех или иных действий порой приводит к плачевным результатам.

Неумение принимать обратную связь и признавать ошибки

Достижение высоких результатов может “сносить башню”, как на дрожжах растёт ЧСВ.

Помимо высокомерия и чрезмерной самоуверенности может развиться полная глухота и слепота к реальности (при 100% зрении и слухе). И это печально, ведь умение слышать и прислушиваться – это ключ к совершенствованию и росту.

А мысли из серии: “да мы самые лучшие и конкурентов нет”, “я всё знаю лучше всех”, “никто ничего не понимает, кроме меня” – это, как правило, начало конца.

Потребительское отношение к людям

Бизнес – это бизнес, он направлен прежде всего на получение прибыли.

Но умение грамотно сходиться, ладить и расставаться с людьми – это неотъемлемая часть успеха.

Дело не столько в карме (в которую не все верят), но и в банальной репутации. Особенно если рынок, который пытается завоевать предприниматель, специфический и узкий, то дурная слава разлетается со скоростью света и отталкивает людей.

Это касается не только сотрудников (и неумения ими грамотно управлять без палки и кнута), но и партнёров, клиентов, которых, что называется, кидают на деньги, обманывают и пр.

Отсутствие стратегии

Этот год показал, что любые планы могут полететь ко всем чертям, и жизнь невероятно непредсказуема.

Но это не значит, что не надо планировать в долгосрочной перспективе, и смотреть дальше, чем отпуск на Новый год.

Стратегию может создать и наемный руководитель, и консультант, и целая аутсорсинговая консалтинговая компания, но вектор может по-настоящему понимать только собственник. Ведь бизнес – это его продолжение, отражение его надежд, мечт и устремлений.

В сухом остатке…

Сразу оговорюсь: я не считаю всех собственников плохими людьми и управленцами и скорее писала про среднюю температуру по больнице.

Имея почти 10 летний опыт прямого подчинения собственникам могу сказать, что не бывает идеальных и даже близких к идеалу. Но каждый из них меня чему-то научил: умению работать в неопределённости, не бояться турбулентностей, быть более гибкой и креативной, отражать манипуляции. Научили и тому, как НЕ надо.

Возможно, само владение бизнесом каким-то особым образом действует на психику человека, и она меняется (не всегда в лучшую сторону). Возможно, я создам свой бизнес, перечитаю эту статью через несколько лет и назову её ересью (ибо каждый пункт, конечно же, не будет относиться ко мне)))

Но, если бы большее количество владельцев бизнесов понимали, что они топят предприятия своими же руками, был бы шанс их спасти и развить до небывалых высот, а не видеть кучу мыльных пузырей, которые сначала взлетели, а потом лопнули от невозможности справиться с нарастающим хаосом.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5efe1557ffb7c508a541b873/5-smertnyh-grehov-sobstvennikov-biznesa-5f5b38408279b4094657fa7a