22 марта 2021

«Скажите спасибо, что не дали срок»: почему бизнес все чаще попадает под административные статьи

Бизнес в России не защищен ни от уголовного, ни от административного преследования, считает старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин. Но если уголовные дела часто привлекают повышенное внимание общества, то штрафы, наложенные на юрлиц, обычно не вызывают никакого резонанса. Эксперт объясняет, почему в России все чаще привлекают бизнес именно к административной ответственности
По данным Росстата, сумма штрафов, которые наложили на бизнес контрольно-надзорные органы, выросла почти в три раза с 2017 по 2019 год. При этом дел об административных правонарушениях, возбужденных и рассмотренных в отношении бизнеса, остается примерно столько же. В докладе уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова за 2020 год тоже отмечается, что, хотя число проверок снижается, дел, возбужденных по КоАП РФ, остается столько же. То есть, как показывает статистика, снижение числа проверок и реформирование контрольно-надзорной деятельности не привели к снижению административного налога на бизнес.
Почему акценты смещаются именно в пользу административных методов? Вот несколько причин.
  1. Ужесточение уголовного законодательства в отношении предпринимателей провоцируют масштабные обсуждения и обвинения в давлении на бизнес. В то время как повышение административных штрафов и новые статьи абсолютно не вызывают резонанса.
  2. Уголовная ответственность в сфере предпринимательства имеет негативный, возможно, репрессивный шлейф, в то время как штраф у нас считается гуманным наказанием. Выписали штраф? Скажите спасибо, что не дали срок.
  3. Ответственность за незаконное заведение уголовного дела у нас есть, а ответственность за незаконное административное давление отсутствует.
  4. В уголовном праве есть целый кодекс (УПК), который устанавливает, как расследуются и рассматриваются уголовные дела. Расследование административных дел поместилось в десять статей, а их рассмотрение и обжалование занимает еще около 15. Это говорит о низкой детализации процесса, что, естественно, негативно отражается на возможностях защиты.
  5. В уголовном праве есть достаточно законсервированный перечень действий, за которые предусмотрена ответственность. В отношении административных нарушений можно сказать, что их количество ограничено лишь фантазией законодателя.

В результате получаем огромное количество штрафов и проверяющих, которые почти не ограничены в том, чтобы регулярно проводить проверки и назначать эти штрафы.

Как растут штрафы

По основным, классическим, категориям нарушений штрафы существенно выросли в 2010-х годах:

  • Нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ) с 2012 года обходится бизнесу штрафом от 100 000 рублей до 500 000 рублей (ранее — от 40 000). Столько стоит каждое неосторожное объявление (даже в интернете).
  • Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) с 2011 года обходится в 150 000–200 000 рублей (ранее — 10 000–20 000). Достаточно одного самого незначительного нарушения любого из многочисленных пожарных правил.
  • Нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ) с 2015 года стоит бизнесу 30 000–200 000 рублей (ранее — 30 000–50 000). Также количество таких нарушений выросло с одного до пяти — за каждое из них бизнес штрафуют отдельно.
  • С запозданием повысили штрафы за нарушение закона о персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ). С 27 марта 2021 года штраф составит от 60 000 рублей до 500 000 рублей (ранее — 30 000–50 000).

Источник: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/423933-skazhite-spasibo-chto-ne-dali-srok-pochemu-biznes-vse-chashche-popadaet