Счетная палата оценила эффективность выездных налоговых проверок: они наносят ущерб деятельности компаний, но его нельзя назвать непоправимым. В целом система требует совершенствования, ибо безрезультативных проверок становится больше
С 2007 года ФНС России применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок (далее ВНП). Однако за это время наблюдался рост удельного веса безрезультативных проверок организаций с 4,8 % в 2019 году до 5,4 % в 2021 году.
Средняя продолжительность ВНП также не имеет тенденцию к снижению, уменьшается и количество налогоплательщиков, в отношении которых проводятся ВНП, – с 8 167 в 2019 году до 7 167 в 2021 году. Средняя продолжительность ВНП в первом полугодии 2022 года составила 218 дней для компаний и 158 дней для ИП.
1. Предпроверочный анализ есть, но он требует регламента
Одним из ключевых факторов результативности ВНП является качество предпроверочного анализа налогоплательщиков, отобранных для проверки. При этом с 2019 года обязанность налоговых органов по осуществлению мониторинга результативности предпроверочных мероприятий не регламентирована и единых подходов к его проведению у налоговых органов нет.
В настоящее время мониторинг качества предпроверочного анализа проводится менее чем в половине региональных управлений ФНС. При этом проведенный анализ выявил значительные расхождения между планируемыми показателями по итогам предпроверочного анализа и фактическими результатами проверок: в 62 % случаев результаты предпроверочного анализа были выше результатов ВНП, в 35 % случаев – ниже и только в 0,5 % случаев они были сопоставимы.
В ходе предпроверочного анализа запрашивается достаточно большой объем документов, что создает дополнительную административную нагрузку на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов, из которых более 86 % требований было направлено контрагентам налогоплательщиков. При этом в 45,2 % случаев налогоплательщики по результатам предпроверочного анализа не включаются в план ВНП по причине неподтверждения рисков, на основании которых они отобраны.
2. Добровольно платить доначисленные налоги бизнес не торопится, а рассрочка по ст. 64 НК РФ не работает
Только треть доначисленных налоговых обязательств поступает в бюджет в добровольном порядке, остальные суммы налоговым органам приходится взыскивать.
Предусмотренная НК РФ возможность получения рассрочки по внесению доначисленных платежей налогоплательщиками практически не востребована: в налоговые органы поступило всего 97 заявлений от 95 налогоплательщиков о предоставлении такой рассрочки, хотя потенциально за этой в 2 425 случаях на сумму более 90 млрд рублей.
Полученные результаты показали существенную разницу по основным финансовым показателями, что позволяет сделать вывод о влиянии ВНП на деятельность проверяемых компаний. «Вместе с тем однозначно говорить о том, что налоговые проверки наносят непоправимый ущерб деятельности компаний, будет некорректно. Для этого нужно проводить более глубокое исследование», – говорится в исследовании Счетной палаты.
3. По итогам исследования аудиторы Счетной палаты предложили:
1) Правительству проанализировать причины низкой востребованности рассрочек по ст. 64 НК РФ, по результатам которого при необходимости подготовить соответствующие изменения в НК РФ,
2) ФНС организовать работу по информированию налогоплательщиков о выявленных рисках неуплаты налогов с целью дать возможность предоставить пояснения по установленным признакам нарушения законодательства о налогах или уточнения своих обязательств без назначения ВНП.
Для любителей почитать первоисточник здесь (https://ach.gov.ru/checks/effektivnost-vyezdnykh-nalogovykh-proverok)