Экономический блок правительства последние недели погружен в дискуссию о путях нового налогового маневра. Результатом должно стать снижение фискальной нагрузки на бизнес. С этой целью Минфин предложил уменьшить страховые взносы, а для компенсации выпадающих доходов бюджета «привязать» существующий торговый сбор к выручке предприятий. Какими могут быть последствия этой инициативы и насколько интересна она для бизнеса — выясняла «Лента.ру».
Понятийный аппарат
Дискуссия о целесообразности и возможном алгоритме нового налогового маневра началась с подачи главы Минфина Антона Силуанова. В понедельник,13 марта, министр заявил о готовности снизить страховые взносы с 30 до 22 процентов, при этом повысив ставку НДС с 18 до 22 процентов.
Альтернативой повышению НДС, по информации «Ведомостей», может стать введение налога с продаж. Замминистра финансов Илья Трунин этот вариант отверг, назвав налог с продаж «вчерашним днем». По его мнению, существует торговый сбор, и ничто не препятствует тому, чтобы его «привязать к показателям выручки», пополнив из этого источника местные бюджеты.
Минэкономики открестилось от инициатив коллег. «Пока это предложение Министерства финансов, на правительственном уровне оно не обсуждалось», — цитирует ТАСС главу ведомства Максима Орешкина.
У Минэкономразвития готов собственный план проведения налогового маневра, который предполагает установление НДС и страховых взносов на уровне 21 процента, а также повышение НДФЛ с 13 до 15 процентов.
В свою очередь глава Минтруда Максим Топилин признался, что без восторга относится к таким идеям: «К предложениям о снижении страховых взносов — вот здесь мы против». По оценке министра, ежегодные потери от налогового маневра, разработанного Минэкономразвития, могут превысить 2 триллиона рублей.
Срок не вышел
В Кремле назвали происходящее «рабочими дискуссиями» в профильных ведомствах. При этом пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков отметил, что авторы новаций в налоговой сфере не должны забывать о решении президента Владимира Путина не повышать налоговую нагрузку в России до 2018 года.
Формально торговый сбор — не налог, хотя для тех, кто его платит, это, безусловно, еще один фискальный платеж. Для администрирования, по словам Трунина, Минфин рассматривает возможность использовать данные онлайн-касс. Торговый сбор можно сделать по аналогии с имущественными налогами, привязав его к выручке предприятий. В этом случае расчеты будет производить Федеральная налоговая служба (ФНС) и рассылать уведомления об оплате.
Технически задача выполнима: после перехода на онлайн-кассы с передачей данных в ФНС в стране уже через два-три года появится глобальная система учета оборота розничной торговли. На старте есть резон сделать размер платежей по торговому сбору символическим, считает замминистра — «в пределах одного процента» или даже меньше. В то же время чиновник признает, что любые оборотные налоги — «в целом это плохо».
Взамен плательщикам сулят своего рода моральную компенсацию в виде необременительной, максимально удобной системы администрирования. «Не нужно никаких деклараций. Каждый месяц продавай товары — и тебе придет счет через какое-то время», — утверждает Трунин.
Бремя выбора
Идея введения торгового сбора возникла неслучайно, говорит первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал. «Минфин ищет различные пути, чтобы не допустить повышения НДС, но при этом существенно увеличить доходы казны», — пояснил он. По мнению Сигала, в настоящее время идет оценка того, насколько эффективно можно администрировать сборы с помощью онлайн-касс. Следующим шагом станет разработка различных вариантов решения задачи: либо повысить существующие фискальные платежи, либо расширить налоговую базу.
В любом случае последствия могут быть негативными и для бизнеса, и для граждан. «Очевидно, что в случае увеличения налоговых платежей компании начнут их перекладывать на покупателей. Значит, не исключен резкий скачок инфляции — до 7-8 процентов», — подчеркнул Сигал. Он считает, что Центральный банк России видит эти риски, поэтому и воздерживается от существенного понижения ключевой ставки.
Руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе предупреждает, что введение торгового сбора осложнит работу легального бизнеса и может привести к росту цен. Эксперт призывает не забывать о кризисной ситуации в отечественной экономике. «Сейчас идет сокращение числа предпринимателей. Новая мера только усугубит ситуацию», — напомнил Капианидзе. По его словам, предполагается, что вводить торговый сбор смогут региональные власти, а его размеры не будут превышать 2-3 процентов.
Известен опыт США, где широко применяется налог с продаж (известный как налог на покупку или налог штата), взимаемый продавцом с покупателя в пользу штата. В отношении России прогноз Капианидзе неблагоприятный: если у нас введут что-то подобное торговому сбору, то через несколько лет отменят, как это уже происходило ранее.
«Сейчас Налоговый кодекс РФ разрешает вводить торговый сбор только в городах федерального значения — то есть в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Если законы не поменять, то введение торгового сбора будет выгодно только столице, потому что в двух других городах федерального значения он фактически не работает», — убежден руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков.
Есть несколько способов изменить законодательство, говорит аналитик. Например, расширить перечень регионов, где можно вводить торговый сбор. Другой вариант — перераспределить пропорции поступления налогов в федеральный и региональный бюджеты. Допустим, из 20 процентов налога на прибыль 3 процента идут в центр, а 17 процентов остаются на местах.
Предлагаемое Минфином увеличение налоговой нагрузки подстегнет цены и разгонит инфляцию, полагает Цветков, ведь производители и продавцы неизбежно включат новые издержки в стоимость товаров.
«Вклад в инфляцию от повышения НДС до 22 процентов Минфин оценивал в 2 процента. Введение торгового сбора увеличит потребительские цены немногим меньше. По нашим оценкам — на 1-1,5 процента», — резюмировал Цветков.
Источник: https://lenta.ru/